Горбачев уходит в историю
На модерации
Отложенный
25-летний юбилей его прихода к власти вызвал у россиян меньше эмоций, чем обычно
Странное дело: основная сегодняшняя группа поддержки Михаила Горбачева, 11 марта 1985 года ставшего генеральным секретарем ЦК КПСС, – это социологическая категория граждан от 25 до 39 лет. То есть те, кто застал перестройку в школьном или детсадовском возрасте. Правда, после этого нужно было еще окончить школу и вуз, добиться дохода выше среднего, поселиться в сравнительно большом городе – и только потом полюбить Горбачева. Следующее поколение – 18–24 года – к Горбачеву относятся примерно, как к Ивану Калите или Сталину: 55% представителей этой возрастной категории, опрошенных в декабре 2009 года «Левада-Центром», безразлично относятся к лидеру перестройки. Более или менее все очевидно с пострадавшими по перестроечной части и негативно относящимися к Горбачеву: возраст 55+, образование ниже среднего, доходы низкие, сельская жизнь, рабочий полдень…
Понятно, что Михаил Сергеевич постепенно уходит в историю. И не только для 18–24-летних, для которых вообще существует только сегодняшний день, а все остальное – непереваренная смесь Куликовской битвы со сражением под Полтавой. (Одна приличная студентка – девочка из хорошей семьи, обучающаяся в качественном вузе, недавно на вопрос экзаменатора, когда состоялось восстание декабристов, честно ответила – в 1917 году.) Число нейтрально относящихся к Горбачеву в целом по всем возрастным группам выросло с 2002 года с 39% до 45%. Растет число затрудняющихся с ответом, причем их становится совсем много, когда социологи уточняют отношение к перестройке – с 15% в 2002-м до 26% в декабре 2009-го.
Падает и число отрицательно относящихся к Горби – с 46% до 34%. Но все равно их гораздо больше, чем симпатизантов, каковых всего 13%.
Обобщенная картина получается примерно такая: в принципе, конечно, зря он это все затеял, хотя теперь уже большинству все равно, а благодарны и, соответственно, в состоянии адекватно оценить историческую роль тех событий и их лидера молодые, образованные, адаптированные, урбанизированные. Им не надо объяснять железную историческую логику событий четвертьвековой давности и природу их последствий.
К тому же очевидно, что постперестроечное поколение явным образом выиграло от тектонической трансформации «совка». И это при том, что как раз представители генерации 55+ и были главными заказчиками, потребителями и драйверами перестройки. Хотя и их нынешнее отношение объяснимо: ждали от Горбачева спецпайков, только распределяемых не номенклатуре, а всему народу. Вместо спецпайков получили стихийный рынок и дикий капитализм. Кто виноват? Горбачев. Что делать? Года с 1990-го – поддерживать Бориса Ельцина. Кто виноват в том, что семи хлебов опять на всех не хватило? Ельцин и Гайдар. И так до бесконечности…
Фигуры «новых виноватых» заслоняют Горбачева от гроздьев гнева, и тем не менее перестройка второй половины 1980-х и либеральные реформы первой половины 1990-х парадоксальным образом остаются самыми неисследованными в исторической науке и самым непонятыми в массовом сознании периодами отечественной истории.
Возможно, потому, что мы все еще живем в эру неоконченной трансформации государства и общества.
Комментарии