Красочный подарок москвичам. Как ЕР Юрия Лужкова защищала

На модерации Отложенный

В октябре 2009 г. "Единая Россия" героически полагала душу свою за друга своего Ю.М. Лужкова на выборах в Мосгордуму, не обинуясь даже и немалыми соблазнами, возникшими после сокрушительной победы приверженцев Ю.М. Лужкова. Все же столь сильные соблазны вряд ли же возникли бы, ограничивайся дело лишь сокрушительными успехами в провинции. В столице, где и смелое вольнодумство, и несытое воровство, и проблемы мегаполиса, и супружеское счастье, именно при виде неслыханного триумфа даже и люди весьма доверчивые начинали думать, не подвергались ли ошибки Фортуны некоторому исправлению.

ЕР, однако, мужественно защищала видного члена партии. Как из общих соображений - раз победили, так победили, кассация триумфа будет еще большим соблазном. Так, сколь можно понять, и из соображений частных - в экономике и политике все не так уж хорошо, близятся федеральные выборы 2011/12 г., а потому Москвой должен и впредь всевластно управлять испытанный муж, при котором все молчит, бо благоденствует. От добра добра не ищут.

Все вроде бы и так, но только с тем непременным условием, что и само воплощенное добро (в нашем случае - Ю.М. Лужков) также не ищет бури, а равно и приключений на различные части тела своих товарищей по партии. Между тем мятежный стал искать.

Не прошло и пяти месяцев с памятных октябрьских выборов, как руководство ЕР оказалось вынуждено унимать своего сочлена. Лидер думской фракции ЕР Б.В. Грызлов, комментируя инициативу Ю.М. Лужкова по украшению Москвы к 9 Мая портретами И.В. Сталина, указал: "Ю.М. Лужков должен пересмотреть свое решение. Он не историк, а руководитель города. Речь идет не об исторической, а о политической оценке фигуры Сталина. И эта оценка не может быть положительной. Что касается моральной оценки, то здесь вообще не о чем спорить: Сталин - виновник гибели миллионов людей". К Грызлову присоединился его заместитель В.В. Володин; "Политическая оценка роли Сталина в истории была дана еще его соратниками в прошлом веке. Историческую - должны давать историки. Что касается моральной оценки, то необходимо уважать чувства и мнения огромного количества людей, семьи которых пострадали в результате сталинских репрессий".

Когда речь идет о вопросах истины, нет ничего неправильного в том, чтобы хоть с президиумом ЕР оказаться единомысленным - и перед нами как раз такой случай. Кроме той политической оценки, которую дали т. Сталину те, кого он вырастил и вдохновил на верность народу - и отчего же в данном случае не прислушаться к мнению КПСС? - есть еще проблема современных политических оценок. Празднование 65-летия Победы есть вполне себе политическое мероприятие нынешней верховной власти, причем имеющее также и международную составляющую. Расстановка акцентов (а портреты Сталина, впервые после более чем полувекового перерыва украшающие столицу - акцент довольно существенный) есть прерогатива тех, кто определяет внешнюю и внутреннюю политику РФ. Глава правительства г. Москвы к их числу не принадлежит, и вполне понятно нежелание высших руководителей принимать похмелье в пиру Ю.М. Лужкова.

Это его пир духа, а собак будут навешивать (и уже навешивают) на вполне к тому беспричастных Д.А. Медведева и В.В. Путина. Тут и ангел кротости воспротивится.

Что до моральных соображений, здесь нет оснований для того, чтобы априорно отрицать искренность таковых. Из того, что наши политики не во всем совершенны, еще никак не следует, что тем самым убийца-миллионер должен вызывать у них высочайший пиетет. Чтобы делать такое логическое заключение, надо быть жертвой совсем уже осточертелой ненавистнической агитации, но не все же такие жертвы.

Что до грызловской рекомендации "Суди, дружок, не выше сапога (resp.: "комплекса городского хозяйства")", то здесь можно усмотреть не только намек на более похвальный пример лужковского друга и соавтора, прежнего мэра Г.Х. Попова, который, пребывая (вдали от дел), составил апологию ген. Власова. С апологией можно не соглашаться, но досужий человек - имеет право. Занятия историей, как и всякой наукой, требуют известной умственной дисциплины и последовательности. Если глава правительства г. Москвы, известный своими опытами в самых разных областях знания, решил стать корифеем всех наук, в том числе исторических, не вполне ясно, отчего в своих призывах к исторической правде - "Всех руководителей государства нужно представлять в той совокупности, пропорции, которые показывают их роль в войне" - он ограничивается И.В. Сталиным. Члены Политбюро курировали важнейшие области оборонного хозяйства. Л.П. Берия - леспром, нефть, цветмет), В.М. Молотов - танки, Г.М. Маленков - авиацию, и справедливо спросить корифея: "А милиция забыта? А пожарник не герой?" Если кто хочет, добру и злу внимая равнодушно, не ведая ни жалости ни гнева, стать крепким Пименом - успехов ему. Но только тогда надо украшать Москву портретами всех видных руководителей того времени. Беспристрастие и объективность, провозглашенные мэром-историком, должны проявляться во всем - иначе будет обидно за Лаврентия Павловича с Вячеславом Михайловичем.