Лекарство от антигуманизма. I

На модерации Отложенный

                Сейчас, да и вообще весь XX век, в воздухе витает мысль о врождённой порочности человека и его превалирующей стремящейся к злу и злой по природе своей части.  Иногда, впрочем, сторонники подобных теорий заявляли, что «природа нейтральна», однако в современно мире, с его нормами и идеалами, гуманизм подрывается не этими теориями даже, а выводами , которые их создатели затем делают и усиленно пропагандируют. «Человек-де – животное, а значит, стремится к своей выгоде, также животное агрессивно, готово сожрать своего сородича, у этого животного нет возможности воочеловечиться, нет возможности восходить, потому что оно – животное, хоть и более развитое относительно других животных», - говорят эти исследователи.
                Весь XX век прошёл под эгидой фрейдизма, ставившего во главу угла секс и стремление к социальной доминации, считавшего,  что, каково бы ни было сознательное, бессознательное всегда животно и всегда деструктивно,  а человек, каков он есть, всегда будет под властью именно такого бессознательного.
                Есть гуманизм.  И есть антигуманизм.  Если о гуманизме нам рассказывают сызмальства, то про антигуманизм мы зачастую узнаем «случайно»:  из жизненного опыта (Агафья Пшеницына, героиня романа «Обломов», любила, но умом не осознавал этого, так и мы – чувствуем антигуманизм, но зачастую не осознаем, как часто распускает он свои щупальца), из художественной литературы, из экспериментов… Да отовсюду.
                Многим людям, интересующимся природой человеческой, известна Лилиана Кавани как режиссёр. Ей принадлежат фильмы «История третьего рейха» (1963), «Ночной партье» (1974), «Шкура» (1981) и множество других фильмов, в которых показан звериный оскал человека как существа.

 И если в «Истории третьего рейха» она, Кавани, лишь приходит к выводу, что зло, он же фашизм , - это характерная особенность, присущая не только немцам ввиду их «недемократичности» (см. «Эксперимент Милгрэма»), но и любой нации, то в «Ночном партье» прямо заявляет о порочности всего человечества.  Заявляет, что нацисты лишь приоткрыли дверцу, за которой пряталось всемирное зло, и что виновен не только и не столько хищник, а жертва, ведь при иных обстоятельствах жертва сама вонзит свои клыки.  «Иногда мы проживаем целую жизнь и показываем себя только с хорошей стороны, но это лишь потому, что не пришлось оказаться в особых обстоятельствах…», - комментирует Лилиана.

Кадр из фильма "Ночной паротье" Лилианы Кавани
             
                 А что мы получаем от таких исследований? А то, что люди, решив, что зло коренится в них с рождения,  с момента зачатия, отбрасывают всё: мораль, нравственность, долг, совесть – и пускаются во все тяжкие.  Вот это и есть крушение гуманизма, крушение веры в человека, крушение самой возможности его восхождения.
                Однако в одной время с Кавани жил, исследовал и творил другой человек, идеи которого поддерживала довольно большая группа гуманистов, веривших в Человека. Об этом исследователе человека и о других гуманистах – в следующей статье.

Картина А.А.Дейнека "Одухотворённые войны", посвящённая обороне Севастополя. 1942 год создания