Власти устроили пивной дозор

На модерации Отложенный

Что ждет производителей и потребителей хмельного напитка?

С нового года акциз на пиво вырос в 3 раза. Январь 2010-го ознаменовался рекордным снижением производства этого напитка — «минус» 44,2% по сравнению с началом 2009-го. При этом на сегодняшний день в Госдуме лежит 30 законопроектов, так или иначе ограничивающих его «свободу». Все эти цифры, понятное дело, не устраивают российских пивоваров. В среду они грозили закрытием заводов и переходом граждан на более тяжелые спиртные напитки.

 «Пиво — это не тот напиток, который пьют когда плохо. Пиво пьют, когда хорошо», — пытался настроить всех на позитивный лад глава Союза российских пивоваров, а по совместительству вице-президент по корпоративным вопросам крупнейшей пивоваренной компании Даниил Бриман. «Сейчас модно говорить о модернизации и инновациях. Так вот, наша отрасль именно такая», — хвалил он любимое дело. Впрочем, по словам другого эксперта, дело уже в пору жалеть. «Крупные игроки на нашем рынке были вынуждены остановить по одному, а то и по два своих завода. Другие приостанавливают открытие новых производств», — сообщила директор по корпоративным отношениям и коммуникациям Союза российских пивоваров Ирина Архипова, добавив, что некоторые игроки установили на своих производствах неполную рабочую неделю, что напрямую бьет по зарплате сотрудников. «Главное, что страдают и другие отрасли: перевозчики потеряли в этом сегменте 85% объема, а производители стеклотары в январе снизили производство на 25-30%», - сказала Архипова. По ее словам, под ударом оказались и производители холодильников, и сельское хозяйство. Дело в том, что 35% собираемого в нашей стране ячменя закупают для своих нужд пивовары. При таком сокращении производства пенного напитка, посевные площади под ячмень, по ее мнению, резко сократятся.

 Во всех «хмельных» бедах эксперты рынка винят трехкратное увеличение акциза. Они согласны, что много лет акциз на их продукт был ниже среднего в той же Европе, но с января этого года российское пиво вполне может «похвастаться» международным стандартом в области сбора налогов. «И даже после повышения акциза, цена за литр крепкого алкоголя в России все равно ниже, чем в развитых странах.

Это неправильно», — говорит Архипова. Неправильным пивовары считают и итог своих «гонений». Мол, поднимая акциз, власти боролись с алкоголизацией населения, но получилось «как всегда». «Как только на 10% сократилось потребление пива, тут же на 6% выросли продажи водки», — заявил Бриман.

 Впрочем, ответить на сколько в итоге подорожало пиво в рознице, члены Союза почему-то не смогли. «Все компании по-разному отреагировали на увеличение акцизов. Однако, больше всего пострадал дешевый сегмент. Ведь в конечном итоге вся сумма акциза будет возложена на потребителя», — сказал замглавы Союза российских пивоваров и по совместительству вице-президент еще одной крупнейшей пивоваренной компании с иностранными корнями Виктор Пятко.

 Зато пивовары четко знают, чего они хотят. Хорошо понимая, что закон обратной силы не имеет, и акцизы им в другую сторону никто не пересчитает (кстати, они уверяют, что Минфин ошибся, и цифра сбора получится в 1,5 раза ниже заявленной), они просят приостановить дальнейшую законотворческую деятельность в своей области. Справедливости ради надо отметить, что не успеют президент или премьер заявить о какой-то проблеме во всеуслышание (в данном случае Совещание о мерах по снижению потребления алкоголя в Сочи в августе 2009-го, которое проводил Дмитрий Медведев), как нижнюю палату парламента РФ прямо таки наводняют инициативы парламентариев. И 30 законопроектов (а именно столько уже поступили в Госдуму) — еще не предел. Причем, с некоторыми из них пивовары безоговорочно согласны. К примеру, чтобы продавцы в магазине имели право спрашивать паспорт при отпуске алкогольных напитков, а за продажу их несовершеннолетним устанавливался бы штраф, соизмеримый с прибылью. Но некоторые документы вызывают у них возмущение. Так, один законопроект предлагает поднять возрастную планку продажи пива до 21-го года. Как полагает тот же Бриман, можно установить возрастной ценз хоть на уровне 35 лет, но  только при условии того, что нашим правоохранительным органам нечем больше заняться. Потому как, ничего, кроме возмущения и постоянных разбирательств с милицией, мы не получим.