Две женщины в "Ситроене": никому не удобный скандал

На модерации Отложенный

Кто бы мог подумать, что для того, чтобы выразить глубину и масштабы антикорпоративных настроений в России потребуется дорожно-транспортное происшествие... 25 февраля на Ленинском проспекте погибли две женщины - Ольга Александрина и Вера Сидельникова. Эта авария не могла не стать событием, привлекшим общественное внимание, ведь обе они являлись известными врачами-гинекологами. Но куда больше всех потрясло то, что их "Ситроен" разбился, столкнувшись лоб в лоб с "Мерседесом", принадлежавшим корпорации "ЛУКОЙЛ", а находился в этой бронированной машине вице-президент компании - Анатолий Барков.

Милиция сразу же принялась заминать дело, объясняя публике, что не видит никаких доказательств вины "Мерседеса" в аварии: по версии милиции, выходило, что нарушали правила и неслись по встречной полосе две женщины в "Ситроене". Это почему-то никого не убедило. Спустя несколько дней интернет был уже полон публикациями, разоблачающими официальную версию. Рэпер Noize MC сочинил композицию "Мерседес S666", которая под названием "Восстановить справедливость" разошлась во множестве самодельных клипов, а Федерация автомобилистов России, ранее участвовавшая в массовых протестах против политики властей, начала искать свидетелей аварии - несколько человек сразу же откликнулись, заявив, что могут подтвердить вину "Мерседеса". Автомобилистов призывают бойкотировать заправки "ЛУКОЙЛа", и многие этому призыву уже последовали.

Поднявшаяся волна возмущения, отражением которой стали выступления в Интернете, могла бы рассматриваться как очередное проявление критического отношения к власти, широко распространенного в сети, если бы не одно обстоятельство, выходящее за рамки обычных и ставших уже привычными скандалов: предполагаемый виновник аварии был не правительственным чиновником, а представителем частной корпорации. Не удивительно поэтому, что оппозиционная либеральная пресса, обычно радостно подхватывающая каждый скандал, на сей раз не проявила такого же единства. Известный музыкальный критик Артемий Троицкий был снят с эфира либерального "Эха Москвы" после того, как попытался в своей программе "Особое мнение" поставить композицию "Мерседес S666". Со своей стороны, Артемий Троицкий ехидно заметил, что выступление Noize MC имеет куда больше значения, "чем променады с задержаниями на Триумфальной площади", явно намекая на малочисленные акции протеста, организуемые либералами.

Если позиция либерального радио говорит сама за себя, то ничуть не менее значимо и поведение милиции, покрывающей влиятельного представителя бизнеса, который не имеет никакого отношения к государственной администрации.

Столкновение "Мерседеса" и "Ситроена" наглядно демонстрирует обществу, что в России давно уже значимы именно классовые, а не сословные различия.

Если либеральным публицистам раскручивать скандал с "Мерседесом" оказалось явно не по душе, то леворадикальные группы, со своей стороны, не проявили к нему особого интереса. Ведь погибшие женщины были врачами, а не кочегарами или плотниками. И судя по марке автомашины, принадлежали к среднему классу. Вот если бы "Мерседес" протаранил толпу бастующих рабочих, идущих по проспекту с красными флагами, тогда, конечно, вопрос был бы достоин внимания. При условии, разумеется, что красные флаги были бы правильного оттенка, не давая оснований для подозрений в реформизме.

Две женщины в "Ситроене" явно не подошли под идеологически корректный - с точки зрения "революционеров" - образ жертв капитала. А потому кампания протеста начала разворачиваться совершенно стихийно, безо всякого участия левых. Однако именно это дает основания считать ее по-настоящему знаменательной. Стихийные антикорпоративные настроения, выраженные репером Noize MC, имеют для общественной атмосферы гораздо большее значение, чем забубенная пропаганда радикальных групп, вызывающая тоску и скуку прежде всего у представителей того самого рабочего класса, которому она вроде бы адресована.

Скандал вокруг гибели "Ситроена" оказался в равной степени неудобен всем, кто пытается формировать общественное мнение, тем самым продемонстрировав, что это общественное мнение ими не контролируется и стихийно формирует само себя, вопреки любой пропаганде - либеральной, правительственной или "красной". В то время как инспирированная властью и либералами дискуссия о том, можно ли отмечать очередную годовщину победы, устанавливая в людных местах портреты Сталина, не сильно интересна населению, занятому совершенно иными вопросами.

В сегодняшней России, где политикой называются разглагольствования самодовольных господ на абстрактные темы, а оппозиция отличается от власти исключительно тем, что собирается защищать интересы "ЛУКОЙЛа" и подобных ему корпораций еще более ревностно, чем действующая власть, протест, вызванный столкновением "Мерседеса" с "Ситреном", может оказаться гораздо более значимым событием, чем это кажется на первый взгляд. Желание "восстановить справедливость" в обществе формируется не абстрактной пропагандой, а жизненным опытом. А трагедия на Ленинском проспекте была воспринята тысячами людей именно так.