Всей правды мы с вами не узнаем никогда: по указу президента России от 14 января 1992 года «О защите государственных секретов Российской Федерации» вся документация, касающаяся деятельности «отдела возмездия», засекречена на 75 лет. Наш материал основан на беседах автора с несколькими бывшими высокопоставленными сотрудниками КГБ, волею судеб доживавших последние годы жизни в Крыму, а также на воспоминаниях историка спецслужб и литератора Георгия Северского, автора всем известного «Адъютанта его превосходительства».
До начала 90-х на Западе даже не предполагали, что в Комитете госбезопасности действует целый отдел, в задачи которого входят убийства и прочие акции устрашения и возмездия. О том, что советские спецслужбы занимаются физическим устранением неугодных, известно, конечно же, было. Но никто не мог и предположить, что этим занимается специализированная структура, в которую входили учебные заведения, огромный штат научно-технической, медицинской и прочей обслуги.
О 13-м отделе миру поведал ушедший на Запад в сентябре 1971 года майор КГБ Олег Лялин. Офицер бежал из лондонской резидентуры, опасаясь разоблачения и расправы. По собственному признанию, он был потрясён рассказом Олега Калугина о том, как в действительности ушёл из жизни известный перебежчик Олег Пеньковский. Предателя якобы не расстреляли, а сожгли живьём в печи крематория.
Вообще-то, Лялин был человеком отнюдь не робкого десятка: специалист по рукопашному бою, прекрасный снайпер и парашютист, он всю сознательную жизнь занимался физическим устранением оппонентов советского режима, в основном в странах Запада. Сам Лялин говорил, что ему довелось ликвидировать не один десяток человек. На тот момент Лялин числился за отделом «В» («Возмездие») Первого главного управления (ПГУ) КГБ СССР, который был образован в 1969 году вместо старого 13-го отдела, расформированного после бегства офицеров Хохлова и Сташинского (последний известен благодаря своему непосредственному участию в убийстве Степана Бандеры).
Почему, собственно, 13-й? Об этом у комитетчиков ходила легенда. Всего в ПГУ было 17 отделов. С 1-го по 10-й включительно, а также 17-й занимались конкретными странами: кто-то США и Канадой, кто-то Латинской Америкой и т.д. 11-й – связями с разведками стран соцлагеря, с румынской Секуритатей, немецкой Штази и другими. 12-й назывался «ветеранским», в нём работали эксперты, за плечами которых было несколько десятилетий службы в органах. Как правило, все эти люди числились в различных научно-исследовательских институтах и в миру считались обычными учёными. 14-й отдел ведал разработкой технических средств проведения операций: оружием, тайнописью, фотокамерами, там же готовились яды и противоядия. 15-й отдел являлся архивом ПГУ, а в 16-м работали шифровальщики и дешифровальщики.
Так вот, легенда гласила, что «ликвидаторов» собирались сделать 1-м отделом, но якобы Юрий Андропов, имевший непосредственное отношение к формированию ПГУ, человек не без юмора, предложил дивесантам-убийцам 13-й номер. Мол, чтоб нечистая сила хранила. Но вышло наоборот: 13-й считался самым неудачливым подразделением ПГУ, в отделе была самая большая текучесть кадров, а тут ещё участились случаи перебежек. В общем, отдел расформировали.
Подготовкой убийц и диверсантов занялся новообразованный отдел (управление) «В», позже трансформированный в 8-й отдел управления «С» («Нелегалы»). Отдел «В» имел более широкую специализацию, чем его предшественник, который за глаза называли отделом мокрушников. В его функции стали входить подготовка и проведение диверсий в различных коммунальных службах, на транспорте и на объектах связи внутри страны и за рубежом, вербовка особо ценных агентов и ещё множество ранее несвойственных функций.
Готовить сотрудников стали более целенаправленно. На их подготовку был полностью переориентирован учебный центр в Балашихе, а срок учёбы специалиста вырос с полугода до трёх лет.
Правда или нет, сказать сложно, но ветераны вспоминали и такой специфический момент: всем выпускникам, которые должны были в дальнейшем работать «ликвидаторами», предстояли «экзамены». Нужно было успешно осуществить одну ликвидацию, после чего выпускник считался полноценным сотрудником. Операции проводились как внутри СССР, так и на Западе. Отсев был достаточно велик: с задачей, как правило, полностью справлялись не более 50% выпускников. Многие из тех, кто прекрасно освоил теорию, просто физически не могли убить человека. Таких, естественно, из КГБ не увольняли, просто поручали другую работу.
Олега Лялина англичане из Ми-5 завербовали примерно за полгода до его бегства. Вербовали его как обычного сотрудника посольства, не подозревая об особой форме его деятельности. И только после того, как Лялин передал первую информацию, стало ясно, с кем в Ми-5 действительно имеют дело.
Агент сообщил о планах проведения диверсий в Лондоне, Вашингтоне, Париже, Бонне, Риме и других столицах западных государств, а также о том, что практически в каждой европейской столице сотрудникам отдела «В» было приказано «держать на мушке» не только отдельных политиков, бизнесменов и общественных деятелей, но и бывших перебежчиков, эмигрантов первой и второй волн, а также… сотрудников советских посольств и даже коллег-агентов, чтобы в случае возникновения критической ситуации немедленно их ликвидировать.
Сведения настолько потрясли англичан, что они поначалу в них не поверили и посвятили в них своих американских коллег – что Ми-5 всегда делала только в особенных случаях. Американцы, в свою очередь, немедленно не только предложили Лялину полковничье звание и хорошо оплачиваемое место в Лэнгли, но и пообещали решить все вопросы по переезду на Запад его родственников. Лялин отказался: он не собирался бежать на Запад, рассчитывая, видимо, как можно дольше проработать двойным агентом. Но нервы сдали уже через полгода.
Англичане разжились такой информацией, какой не обладали как минимум четверть века. На основании данных, полученных от Лялина, из Великобритании выслали 105 (!) сотрудников советского посольства, а также советских граждан, постоянно работавших в Соединённом Королевстве. 90 сотрудников КГБ и ГРУ в Лондоне были выдворены из страны. Ещё 15 человек, находившихся в отпуске в Советском Союзе, получили уведомление, что обратный въезд им запрещён. Ни до, ни после такой масштабной высылки не производилось.
Более того, Лялин поведал о завербованных им и его коллегами агентах из числа британских подданных, которые могли бы обеспечивать поддержку нелегалам из отдела «В». Помимо этого английской стороне передали список организуемых нашими диверсий: планы затопления лондонского метро, взрыва станции раннего оповещения о ракетном ударе в Файлингдейле (Северный Йоркшир), уничтожения стратегических бомбардировщиков класса V на земле и нападения на другие военные объекты. Но это ещё что! Советские агенты под видом посыльных и курьеров должны были разбрасывать в редакциях газет, офисах партий и министерств бесцветные ампулы с ядом, которые убивали каждого, кто на них наступал.
Когда речь зашла о предоставлении Лялину британского подданства, прокуратура Соединённого Королевства проинформировала палату общин, что беглый майор рассказал немало полезного об «организации диверсий на территории Великобритании и подготовке ликвидации лиц, которые считались врагами СССР». После бегства Лялина отдел «В» был вновь расформирован, а его сотрудников отозвали из зарубежных резидентур в полном составе. Небывалое для КГБ мероприятие.
Отдел расформировали, но подготовка агентов-убийц продолжалась. На базе 13-го и отдела (управления) «В» был создан 8-й отдел управления «С» ПГУ. О деятельности новой структуры мы знаем ещё меньше, чем о его подразделениях-предшественниках. Известно, пожалуй, только об одной из операций, получившей кодовое название «Тоннель». Провели её в 1984 году. Ученикам-студентам доверили подготовку и проведение убийств 10 подозреваемых в шпионаже в пользу США и Израиля граждан Польши, СССР и Чехословакии.
Такого массового количества убийств уличённых в шпионаже вне судебного протокола в Советском Союзе не было с конца 40-х годов. Обычно подозреваемых либо сразу арестовывали, судили и отправляли в советские тюрьмы, либо обменивали на пойманных советских агентов, либо – если у тех была дипломатическая неприкосновенность – выдворяли за рубеж. Но в рамках «Тоннеля» решено было провести несколько показательных «ликвидаций», чтобы закрепить полученные агентами знания на практике.
Отобрали 12 потенциальных жертв, уличённых в шпионаже в пользу США и Израиля. Их велели ликвидировать «студентам». В итоге 10 человек были убиты, а двоим, действовавшим в СССР, удалось скрыться (впоследствии их арестовали, судили и расстреляли). При выполнении операции один спецагент погиб – разбился, упав с крыши девятиэтажного дома.
Балашихинский учебный центр действует и сегодня, теперь там расположена учебная школа управления по борьбе с терроризмом.
Комментарии
Представитель Отдела "В" - возмездие, убивший Литвиненко
почётно высиживает в Верховном Совете.
С подачи и под крылом либерала всех времён Жириновского.
И тайный орден "Герой России" - небось получил
из рук Верховного жреца Ордена меченосцев
Автор у вас всё хорошо?? В любой стране есть подобные подразделения,и округлять глаза при такой информации только инфантильные домохозяйки могут.
согласно последнему опросу на сайте BBC
98% русских - агенты КГБ.
Еще 2 % - агенты КГБ на пенсии.