Единственный государственный.

На модерации Отложенный

 


 

Виталий Портников


Находясь на могиле Тараса Шевченко, новый украинский президент Виктор Янукович заявил о том, что в стране будет единственный государственный язык – украинский. Как бы потом не объясняли представители президентской администрации, что на самом деле Янукович не отказывается от своих программных принципов защиты русского языка, как бы оппоненты Януковича не говорили, что за этим заявлением скрывается программа тотальной русификации страны, слово сказано.

Конечно, можно комментировать детали. Представители администрации президента говорят об имплементации Европейской хартии региональных языков, их оппоненты – о том, что хартия задумывалась для защиты исчезающих языков национальных меньшинств, а вовсе не ради русского языка.

Конечно, можно представить себе принятие законов о употреблении русского языка как официального в регионах Украины, где на нём разговаривает большинство населения – то есть в областях юго-востока, на электоральном поле Януковича.

Но в результате возникнет очевидный парадокс: для того, чтобы участвовать в реальном управлении страной, для того, чтобы делать карьеры, для того, чтобы конкурировать с жителями центральных и западных областей страны, жители юго-востока должны будут знать украинский – в то время, как жители центральных и западных областей и так будут знать русский. Ситуация будет парадоксальная: сам Янукович говорит по-украински и управляет страной, а для молодёжи, например, Донецкой области, он создаст все условия свободного использования русского языка и обхождения без украинского. Так и будет возникать пропасть межу местной – вынужденно двуязычной – элитой и интеллигенцией и прочим населением, так и будет усиливаться роль выходцев из центральных и западных регионов в жизни страны, так и будет происходить естественный отбор политиков с юго-востока…

По большому счету, Янукович добивается большего национального поворота, чем Ющенко. Ющенко мечтал о несбыточном – о украиноязычной политической нации. И в результате чуть не получил Украину, разделённую по языковому принципу.

Подход же Януковича – это естественная маргинализация "одноязычного" гражданина, который просто не сможет участвовать в жизни собственной страны и добиваться в ней успеха на равных с двуязычным.

И, конечно же, это совсем не то, что нужно России. Потому что в Москве никогда не поймут, что это за Хартия такая, что это за региональные языки такие. У российского руководства простой подход: раз половина населения говорит по-русски, значит – этот язык должен быть государственным. И как раз государственность русского языка в бывших советских республиках всегда приветствовалась. И как раз требование приданию русскому языку государственного статуса вызвало симпатию и чувство реванша. Москве не до деталей, там не объяснишь, что конституционного большинства для изменения Основного закона по столь щекотливому поводу у Партии Регионов просто нет и никогда не будет. Российское руководство просто ещё раз убедится в том, что Виктор Янукович меняется на глазах