"Российский граф Монте-Кристо"
На модерации
Отложенный
Одной из самых оригинальных фигур российской истории был Нестор Махно, которого его соратники любовно называли "батькой". В годы Советской власти мы не были знакомы с его подлинной биографией. Не в интересах большевистского руководства была правда о человеке, которого впору было назвать российским графом Монте-Кристо. Сейчас сделаны лишь первые попытки исследования народного движения под названием "махновщина" и личности легендарного "батьки". Результатами этих исследований мы и воспользуемся при написании биографии легендарного руководителя анархистского движения на Украине.
Родился Нестор Иванович Махно 26 октября (по другим данным - 27 октября) 1889 года в селе Гуляй-Поле Александровского уезда Екатвринославской губернии. Семья его влачила жалкое, полунищенское существование. Отец Иван Родионович умер рано, оставив жену Евдокию Матвеевну с пятью ребятишками на руках. С 7 лет Нестор начал работать подпаском, затем маляром, чернорабочим на чугунолитейном заводе. Был умным и любознательным ребенкoм. До 12 лет посещал в летнее время школу. В 16 лет впервые начал участвовать в политической борьбе. В 1905 году вступает в ряды анархистов-коммунистов. В 1908 году попадает в руки царского суда и за участие в террористических актах приговаривается к повешению, замененному ввиду несовершенолетия бессрочной каторгой, которую отбывал в Бутырках.
По свидетельству одного из лидеров российского анархизма Петра Аршинова, оказавшего огромное влияние на мировоззрение Махно, будущий "батько" широко использовал свое пребывание на каторге для самообразования. Там он изучил русскую грамматику, занимался математикой, русской литературой, историей культуры и политической экономией. "Каторга, собственно, была единственной школой, где Махно почерпнул исторические и политические знания, послужившие ему огромным подспорьем в последующей его революционной деятельности. Жизнь, факты жизни были другой школой, научившей его узнавать людей и общественные события", - подчеркивал Аршинов в своей "Истории махновского движения".
Нрав у Mахно был строптивый. Все время он вступал в пререкания с тюремных начальством, отстаивая свои честь и достоинство. За такое поведение он в течение 9 лет заключения, до самого последнего дня, пробыл закованным в кандалы по рукам и ногам. Каторга подорвала его здоровье. Результатом постоянного сидения в холодных карцерах стал туберкулез легких. И только 2 марта 1917 года вместе с другими политическими заключенными он был освобожден и немедленно вернулся в Гуляй-Поле. Там он создал свою первую организацию - "Черную гвардию". Нельзя не отметить и тот факт, что Нестор Иванович испытал на себе огромное влияние большевистской пропаганды. Но все-таки господствующим его мировозрением был анархокоммунизм.
Именно его идеалы он стремился реализовать на территории, которая находилась под его контролем. Характерными специфическими сторонами движения, возглавляемого им, являлись глубокое недоверие к нетрудовым или привилегированным группам общества, недоверчивое отношение к политическим партиям, отрицание диктатуры над народом какой бы то ни было организации, отрицание принципа государственности, полное самоуправление трудящихся у себя на местах. Конкретной и начальной формой этого самоуправления должны были быть вольные трудовые советы крестьянских и рабочих организаций.
В июне 1918 года Махно прибыл в Москву для встречи с руководителями анархистского движения. Однако ничего конкретного они ему сказать не смогли. И тогда он вновь возвращается в Гуляй-Поле, чтобы организовать крестьянство как самостоятельную историческое силу, выявить накопленную в нем революционную энергию и всю эту гигантскую мощь обрушить против государства, руководствуясь при этом только собственными соображениями.
В то же время в Москве он встретился со Свердловым и Лениным. Произвел на них весьма благоприятное впечатление. Большевики были слишком большими прагматиками, чтобы не попытаться такого человека использвать в своих целях. Оба вождя приняли активное участие в переброске Махно на Украину, надеясь в его лице найти мощного союзника. И действительно, созданная Нестором Махно армия была довольно солидной и сыграла огромную роль в годы Гражданской войны. В сентябре 1918 года Махно получил имя "Батьки" - вождя революционного повстанчества Украины. В силу специфичности своих воззрений и практической деятельности Махно пришлось воевать с австро-немецкими оккупантами, с Белой армией и с большевиками. Естественно, вел он беспощадную борьбу и со Скоропадским, и с Петлюрой.
Армия повстанцев-махновцев была построена на трех основных принципах: на добровольчестве, выборном начале и самодисциплине. Причем и друзья, и враги батьки Махно отмечали у него талант истинного полководца. И многое большевики у него переняли. Время от времени они же включали войско Махно в состав Красной Армии. Вначале отряды "батьки" получили название Третьей бригады, затем она была перименована в Первую Резолюционно-повстанческую украинскую дивизию, а еще позже получили название Революционной Повстанческой армии Украины (махновцев). Но даже в составе Красной Армии махновцы были автономны и подчинялись своим правилам и законам. Авторитет самого Махно был непререкаем. Роль его армии в победе над врагами большевиков была чрезвычайно важной. Достаточно отметить, в соответствии с исторической истиной, что честь победы над деникинской армией осенью 1919 года принадлежит главным образом махновцам. Важен их вклад и в разгром Врангеля.
После того как Махно выполнил свои задачи, большевикам он стал не нужен. Мало того, он им мешал. И тогда они обрушили всю мощь своей армии против отрядов батьки Махно. И борьба эта продолжалась до середины 1921 года. На рассвете 28 августа 1921 года, после ожесточенных боев с красными, остатки отряда во главе с батькой Махно перешли границу с Румынией. Он, его жена Г.Кузьменко и командиры некоторое время жили в Бухаресте, а рядовые махновцы были размещены по лагерям для военнопленных. Весной 1922 года Махно с ближайшими сподвижниками перешел границу Польши. Советское правительство неоднократно требовало у поляков выдачи мятежного атамана, заявляя, что он является уголовным преступником. Поляки это требование отказались выполнить. Тогда ВЧК стало распространять слухи о том, что Махно якобы поддерживает связи и работает на миссию Украинской ССР в Варшаве.
Поляки клюнули на эту наживку и отдали Махно и его сторонников под суд. Но судебный процесс провалился. Никому не удалось доказать, что махновцы работают на СССР. В Польше он прожил еще год. В апреле 1924 года с помощью немецких и французских анархистов Махно и Кузьменко переехали в Берлин, а затем в Париж. Во французской столице супруги прожили последние 10 лет. Занимался Махно литературным трудом. Именно в то время он написал свои "Воспоминания" - правдивое и точное описание событий, которые были связаны с его именем. Умер он в 1934 году. Во время Второй мировой войны, после оккупации Парижа, немцы вывезли жену и дочь Махно на принудительные работы в Германию. После разгрома Третьего рейха, Кузьменко, жена Махно, вместе с дочерью была возвращена в СССР, там они были репрессированы. Кузьменко была осуждена на 10 лет лагерей за участие в махновском движении. Внуки Махно живут сейчас в России.
МАХНОВЩИНА И ЕВРЕИ
Прежде всего следует отметить, что махновшина была движением интернациональным. В армии служили представители всех национальностей: украинцы (большинство), русские, греки, евреи, кавказцы и другие. Как замечает Петр Аршинов, "национальные предрассудки не имели места в махновщине. Также никакого места в движении не имели религиозные предрассудки. Как революционное движение городской и деревенской бедноты махновщина являлась принципиальным противником всякой религии, всякого Бога.
Из современных социальных движений махновщина - одна из немногих, где абсолютно не интересовались ни своей, ни чужой национальностью, ни своей, ни чужой религией, но где главным почитались труд и свобода труженика".
Естественно, этому движению был чужд антисемитизм. Но евреи в руководстве движения анархистов всегда занимали видное положение. Вот почему с возникновением махновского движения многие евреи-анархисты прибыли в район Гуляй-Поля, для того чтобы принять участие в реализации идеалов анархизма на практике. И в армии махновцев они играли значительную роль. При этом следует отметить, что многие из них в свое время отбывали каторгу за участие в революционном движении, кое-кто жил в эмиграции в Европе и Америке. Приведем список, в который включены лишь некоторые из евреев-анархистов, соратников батьки Махно.
Коган. Помощник председателя высшего органа движения - Районного Гуляй-Польского Военно-Революционного Совета. Рабочий, затем земледелец. Был схвачен в лазарете в городе Умань деникинцами и убит.
Л.Зиньковский (Задов). Начальник армейской контрразведки, а впоследствии комендант особого кавалерийского полка. Рабочий. До революции отбыл 10-летнюю каторгу. Один из активнейших деятелей махновского движения. И, конечно же, ничего общего он не имеет с образом Левы Задова, который создала официальная пропаганда, пытаясь всеми средствами скомпрометировать движение и его деятелей.
Елена Келлер. Секретарь культпросветотдела армии. Участница профессионального движения в США. Работница. Одна из организаторов анархистской Конфедерации "Набат".
Иосиф Эмигрант (Гетман). Член культпросветотдела армии. Рабочий. Один из активнейших участников анархистского движения на Украине. Организатор и член секретариата Конфедерации "Набат".
Я.Алый (Суховольский). Рабочий. Член культпросветотдела армии. Отбывал каторгу по политическому делу. Один из организаторов и член секретариата Конфедерации "Набат".
В армии повстанцев-махновцев были и еврейские подразделения. Особенно славилась еврейская батарея, имевшая еврейскую же полуроту прикрытия. Командиром батареи был еврей-артиллерист Шнейдер. Эта батарея, обороняя Гуляй-Поле, в бою с деникинцами в июне 1919 года сражалась до последнего и вся полегла в борьбе с белыми.
Читателю следует учесть, что работники культпросвета армии были своего рода политическими комиссарами, отвечавшими за воспитательную работу среди повстанцев. Некоторые из активных деятелей движения сумели эмигрировать, но большая их часть погибла во время Гражданской войны и в период чисток (в частности, Л.Задов).
Сам Махно отлично понимал, что значительная часть крестьянского населения была заражена антисемитизмом. А поэтому вел с этим предрассудком беспощадную борьбу, применяя методы, свойственные периоду Гражданской войны. В феврале 1919 года он предложил всем еврейским колониям создавать отряды самообороны и даже выделил им нужное для этого количество оружия и боеприпасов. Одновременно он потребовал от своего культпросветотдела и всех командиров усилить разъяснительную работу среди местного населения о недопустимости вражды с еврейским населением.
"В свою очередь, - замечает П.Аршинов, - и местное трудовое еврейское население относилось к революционному повстанчеству с глубоким чувством солидарности. По призыву Военно-Революционного Совета пополнить армию повстанцев-махновцев добровольцами еврейские колонии дали из своей среды значительное количество бойцов в ряды повстанческой армии. С участниками еврейских погромов Махно поступал беспощадно. Именно он потребовал у атамана Григорьева ответа за чудовищный погром, учиненный его бандами в мае 1919 года в городе Елисаветграде и за ряд других антисемитских действий. "Такие негодяи, как Григорьев, позорят всех повстанцев Украины, и им не должно быть места в рядах честных тружеников-революционеров", - заявил Махно. Затем Григорьев и его штаб были расстреляны. В расстреле Григорьева личное участие принимал сам Батька.
Зафиксирован еще ряд случаев беспощадной расправы Махно с участниками еврейских погромов на Украине. Интересный случай приводит и Аршинов: "4 или 5 мая 1919 года Махно с несколькими командирами спешно ехал с фронта в Гуляй-Поле, где его в течение дня ожидал чрезвычайный уполномоченный республики Л.Каменев с членами харьковского правительства. На станции Верхний Токмак он неожиданно увидел плакат с надписью: "Бей жидов, спасай революцию, да здравствует батько Махно". "Кто повесил плакат?" - обратился Махно. Оказывается, плакат повесил один партизан, лично известный Махно, принимавший участие в боях с деникинцами и человек в общем неплохой. Он немедленно явился и был тут же расстрелян... Махно сознавал, что с повстанцем поступил жестоко, но в то же время видел, что в обстановке фронта и наступавшего Деникина такие плакаты могут принести огромное бедствие еврейскому населению и вред революции, если против них не действовать быстро и решительно".
Еврейское население Гуляй-Поля, Александровска, Бердянска, Мариуполя, все земледельческие еврейские колонии, расположенные в зоне действий махновских войск, надежно ими защищались и пострадали в годы Гражданской войны меньше, чем еврейское население других районов Украины.
Сохранился ряд книг, брошюр, воззваний, листовок, которые выпустили махновцы и которые были посвящены проблемам борьбы с антисемитизмом. Так, в обращении к "Рабочим, крестьянам и повстанцам" подчеркивалось: "Ваш революционный долг - пресечь в корне всякую национальную травлю и беспощадно расправляться со всеми виновниками еврейских погромов..." Подписано оно лично Махно в мае 1919 года. В Приказе #1 Командующего революционной повстанческой армией Украины батьки Махно от 5 августа 1919 года указывалось: "Каждый революционный повстанец должен помнить, что как его личными, так и всенародными врагами являются лица богатого буржуазного класса, независимо от того, русские они или они евреи, украинцы и т.д.. За насилие над мирными тружениками, к какой бы национальности они не принадлежали, виновных постигнет позорная смерть, недостойная революционного повстанца..."
Конечно, подход весьма своеобразный, в какой-то степени большевистский, ставящий вне закона "буржуазный класс" только лишь за то, что он занимался предпринимательской деятельностью или умственным трудом. Но кто этим не грешил в период революций?! Особенно когда расхожим был лозунг "Грабь награбленное!". Но отношение Махно к евреям было уникальным для того смутного времени.
Евреи Гуляй-Поля всегда отвечали ему взаимностью. В связи с этим стоит привести еще один пример. В 1918 году, добираясь из Москвы на Украину, он чуть не погиб, попав в руки немецким властям с чемоданом анархистской литературы. Спас его знакомый гуляй-польский еврей, который потратил огромную сумму денег для освобождения Махно. Батька часто вспоминал этот случай и изыскал возможность отблагодарить своего земляка.
Конечно, в рамках одной статьи невозможно в полной мере охарактеризовать личность Махно. Но даже приведеннне выше примеры показывают, что руководитель повстанческого движения на Украине в годы Гражданской войны был отнюдь не таким, каким нам его рисовали большевики, сделавшие все возможное, чтобы скомпрометировать личность человека. которого в черно-белых красках описать невозможно. Можно надеяться, что историки еще скажут свое слово и мы познакомимся со многими интересными фактами из жизни человека, чья жизнь удивительно напоминала жизнь героев самых интересных приключенческих романов.
Комментарии