Русофобы отрицают русскую национальную кухню

 

Русофобы отрицают русскую национальную кухню

Максим Сырников, исследователь и популяризатор русской кулинарии

Все утверждения, что русская кухня не имеет своих традиций, а сложилась из гастрономических пристрастий других национальностей, — это отнюдь не голословные, а очень продуманные утверждения русофобов, которые имеют под собой определенные цели: эти люди хотят разрушить русское самосознание.

Далеко не всем нравится, что идет какое-то вложение в возрождение традиций, пусть даже и кулинарных.

На меня оказывается всяческий прессинг, продуманное и боюсь, что организованное сопротивление, которое ведется в том числе и по телевидению вплоть до государственных каналов.

Кроме того, в МГУ сейчас собирают симпозиум, который называется «Русская кухня: миф или реальность?».

Я считаю, что вопрос так поставлен не случайно.

С чисто психологической точки зрения, если вопрос поставлен, значит, в этом есть какая-то идея и не все так просто.

Но пускай организаторы попробуют в Тбилиси в государственном университете заикнуться о том, что грузинская кухня — это миф.

Можно взять даже еще ближе.

Пускай они в Казани проведут симпозиум «Татарская кухня: это миф или реальность?» — интересно посмотреть, чем это кончится.

Почему в Московском государственном университете имени Ломоносова вот такие круглые столы не то что возможны, а проводятся из года в год и никто на это особо не реагирует? Мало того, еще и всерьез обсуждают заявленную тему.

Но никто еще 10 лет назад не сомневался в том, что традиционная русская кухня существует.

Так почему же возник такой вопрос сейчас?

Потому что, во-первых, люди заинтересовались традиционной русской кулинарией, во-вторых, русский народ просто заинтересовался правильной едой.

И понятно, что для определенной части сограждан возврат нации к традиционным ценностям — это такая ситуация, которую они терпеть никогда не будут. Разумеется, их точке зрения надо противостоять.

Слава богу, сегодня есть очень много замечательных людей, которые не сдаются и не позволяют забывать традиции.

Например, господин Марусенков или Антон Прокофьев — кандидат исторических наук, который является бренд-шефом нескольких заведений Москвы.

Есть замечательный кулинар и телеведущий и писатель Влад Пискунов, который занимается и московской, и русской кухней, делает это изящно и просто.

Честь и хвала тому, как он пишет и как он делает представление — с какой любовью, с каким пониманием. Есть достаточно много энтузиастов, собирающих информацию о кулинарных традициях.

Естественно, что все они также сталкиваются с противостоянием своей деятельности.

Примечательно, что существуют люди, которые называют себя исследователями русской национальной кухни, а на деле являются сознательными разрушителями, которые занимаются подрывной деятельностью изнутри.

Они подменяют понятия, подтасовывают исторические факты или просто, не основываясь ни на каких фактах, что-то придумывают.

Их деятельность, конечно, очень вредит правильному представлению людей о нашей национальной кухне.

Говоря о русской национальной кухне, нельзя не заметить, как много в нашей стране национальностей.

В отличие от других народов, которые живут в России, только русские находятся в состоянии отторжения собственной национальной культуры, в том числе и кулинарной.

Чтобы возродить интерес к русской национальной кухне, ни в коем случае нельзя ничего навязывать или запрещать.

У нас есть в стране любители запрещать, в том числе и некоторые депутаты, которые сидят и придумывают «запрещается — не запрещается», особенно не понимая, что национальную культуру нельзя заставить полюбить через запрет.

Единственная возможность привить любовь к национальной культуре — это пропаганда и разъяснение, но ни в коем случае не со стороны государства, а от лица энтузиастов.

Яркий пример такой пропаганды — это Вильям Васильевич Похлебкин.

Я к нему довольно критически отношусь по части каких-то фактических вещей, которые он писал, но то, как человек заразил сотни тысяч людей своим отношением к национальной кулинарной культуре, причем в достаточно нелегкие времена, в далеком 1972 году, достойно уважения. Нужно брать с него пример, объяснять, рассказывать о том, что наша кухня — не то что несомненно есть, но и чрезвычайно богата и интересна, а главное — абсолютно неотрывна от нашей национальной культуры и того, как мы себя ощущаем.

Журналисты часто спрашивают меня: а как же мнение иностранцев по поводу нашей национальной кухни, которой, по сути, нет?

Мне прежде всего интересно, чтобы наши соотечественники поняли, что такое русская кухня.

Когда мы сами это осознаем и начнем нормально к этому относиться, тогда и иностранцы потянутся за нашей культурой.

По собственному опыту могу сказать: когда я приезжаю в какую-то другую страну, у меня есть профессиональный интерес, я хожу и ищу какие-то национальные черты в кулинарии, и далеко не везде я нахожу какую-то аутентичность.

Например, прокатился в прошлом году по Южной Америке и в некоторых странах никакого национального блюда так и не съел.

Например в Чили.

Там продаются только какие-то пирожки, как правило, скверного фаст-фудовского качества, и на этом вся местная кухня заканчивается.

Но стоит спросить у чилийцев, и они говорят: «О, да! У нас вот то есть, это есть».

Но в ресторанах ничего не найти.

Так что проблема с национальной кухней существует не только в нашей стране.

Конечно, Чили — это не страна с более чем тысячелетней культурой с абсолютно непрерываемым поколением.

Это страна иммигрантов, если не брать индейскую культуру, но понятно, что она не довлеет над всей страной.

У нас такой проблемы нет, хотя, конечно, был жуткий XX век, который переломал наши традиции, но все равно что-то да осталось.

Вообще о культуре русской национальной кухни можно говорить очень долго.

Сколько существует русский народ — столько и существует национальная русская кухня.

А это минимум 12 веков.

Понятно, что кто-то и раньше того времени жил на нашей замечательной территории, а также были соседние племена, от которых мы тоже что-то перенимали.

Ближе всего к русской кухня финно-угорских народов.

Хотя кулинария у них немножечко другая, но есть общие черты, и они гораздо ближе, чем, например, кухня Украины.

Тем не менее, есть какие-то особенности, присущие только русской кухне, и они абсолютно очевидны.

Например, только у нас есть квасные блюда, основанные на хлебном квасе: окрошка, ботвинья и так далее — они только русские.

Финны, например, тоже делают ржаной квас, а вот какие-то жидкие блюда, похлебки на этой основе не додумались готовить.

А в России окрошка — это одно из самых известных блюд и самых любимых, она, особенно в летнюю пору, распространена по всей России.

Рассольные блюда — это огромный замечательный пласт русской национальной культуры, как и все то, что готовится на основе традиционных русских солений, квашений и мочений: то есть щи из квашеной капусты, солянки, рассольники, кальи.

Я знаю, что больше никто из наших ближайших соседей такие блюда не делает.

Это все и есть настоящая русская кухня.

И когда говорят: а я не знаю, что такое национальная русская кухня, — я отвечаю: ну хорошо, ты квас знаешь? Рассольник, солянку, окрошку?

Что такое щи из квашеной капусты? Знаешь. Ну вот это и есть русская кухня.

Причем это просто самые распространенные блюда, которые являются только маленькой вершинкой айсберга, а на самом деле этот айсберг огромен.

Учитывая величину нашей Отчизны, разнообразие регионов от Поморья до Придонья, от западных границ до Дальнего Востока — и везде эти блюда приспособляются к местным продуктам и местным вкусовым пристрастиям.

Понятное дело, что есть и заимствования, которые русский человек совершил исходя из жажды новых знаний, он подсматривал и делал по-своему то, что готовили наши соседи.

Например, лапша, которую когда-то тысячу лет назад русский человек подсмотрел у тюркских племен, у нас в том числе стала грибной.

Такой вариант приготовления тюркским народам вообще не известен, а в России это кушанье очень любят.

Конечно, мы подглядывали и перерабатывали под собственный вкус, обогащали свою кухню за счет чужеземных рецептов, но при этом у нас была очень мощная основа, пласты, которые родились безусловно внутри самого русского народа.

Такие вещи еще детям в школе надо рассказывать, чтобы они понимали индивидуальность нашей нации.

Потому что сегодня в масс-медиа нам часто рассказывают чушь.

Я не смотрю телевизор в частности и кулинарные передачи в особенности, но иногда мне что-то рассказывают. Например, про передачу, посвященную якобы русской кухне, которую вел какой-то американский ведущий.

Он, юродствуя и кривляясь, начал рассказывать неправдоподобные байки про русские блюда.

Естественно, для телезрителей интереснее, если выйдет какой-нибудь комического вида и пускай не очень умный, абсолютно не эрудированный и не подготовленный человек, чем серьезный исследователь и начнет занудно читать лекцию.

Значит, информацию надо как-то обыгрывать, чтобы это было нормально, без перегибов, без этого самого кривлянья, и с другой стороны — без излишнего пафоса, потому что это тоже очень отпугивает народ.

Когда появятся такие просвещающие передачи, дело пойдет на лад.