Экватор Дмитрия Медведева

Два года назад в России состоялись президентские выборы - и ровно столько же времени остается до следующих. Хороший повод поговорить о политике и политиках
В 2012 году россияне будут выбирать президента уже в шестой раз. Как время­-то летит!

Как все начиналось

Вроде недавно был июнь 1991­го, светлая пора демократических надежд, и оппозиционный Ельцин, такой молодой, и почти юный Жириновский. Первый победил на выборах, стал президентом, а Владимир Вольфович занял почетное третье место. Посередине, на втором месте, оказался кандидат от партии власти (тогда она называлась КПСС), бывший премьер-­министр СССР Николай Рыжков.

Вторые президентские выборы состоялись в 1996 году. И если о предыдущих активные участники событий вспоминают ностальгически - какие наивные мы были, какие неискушенные, - то о выборах­1996 скорее со стыдом. Чтобы переизбрать на второй срок Бориса Ельцина, растерявшего к тому времени весь свой рейтинг, понадобилась мощнейшая «демократическая накачка» избирателей. А также откровенный мухлеж. Лучшие журналисты страны пугали россиян ужасами ГУЛАГа, который, мол, обязательно вернется, если победят коммунисты. А лучшие режиссеры лепили из Ельцина тонкого интеллигента, страдающего душой за народ.

И ведь слепили! Олигархи потратили на пропаганду сотни миллионов долларов. Для середины 90­х это очень много. А многие политтехнологи и другие творческие люди, наоборот, хорошо «подняли денег» на тех выборах. Однако и олигархи свои расходы вернули после победы троекратно. Вместе с творческими политтехнологами они сделали вывод, что за хорошие бабки в российские президенты можно провести хоть лабрадора.

Но через два с половиной года, по мере приближения следующих выборов, стало понятно, что с кандидатом от власти все будет непросто. Рейтинг у Ельцина опять был ниже плинтуса, олигархи во главе Березовским и Гусинским всех достали, а на горизонте грозно маячил март­-2000. У оппонентов Кремля - крепкого хозяйственника Лужкова и еще более крепкого государственника Примакова, - просчитывались очень хорошие шансы.

И тогда «семья» Ельцина решилась на смелый нетривиальный ход: подобрать Борису Николаевичу преемника, который досрочно, неожиданно для всех, сменит ушедшего в отставку президента и порулит страной в качестве исполняющего обязанности. Недолго, несколько месяцев. Но так хорошо порулит, что Россия его полюбит и весной 2000 года выберет уже по­настоящему.

Сначала в преемники выдвинули Сергея Степашина. Но он оказался слишком мягким человеком. В ельцинском окружении быстро пришли к выводу, что Степашин может не удержать ситуацию, когда останется один у руля, и враги Ельцина снесут его вместе с «семьей» и окрестностями.

Ну а дальше вы знаете. Преемником стал решительный, спортивный и небрезгливый Путин. Он принялся мочить террористов в сортире - и блестяще победил на выборах. Рискованный трюк удался.

Следующий раз президента мы выбирали в марте 2004 года. Все прошло без фокусов и неожиданностей. Владимир Путин нравился россиянам. А главное - мировые цены на нефть, на газ и на металлы росли каждый месяц, поэтому во всей стране медленно, по полтинничку, по сотенке, повышались зарплаты и пенсии. Россия после десятилетия нищеты поднималась к опрятной бедности и была очень благодарна за это Владимиру Владимировичу. Он триумфально прошел на второй срок.

Вот такая загогулина

А потом началось непонятное. Почти все серьезные люди были уверены, что в 2008 году Путин останется президентом. Конституция разрешает только два срока, но кому на Руси это может помешать? У нас, если надо, и Госдума ударит челом национальному лидеру: мол, не сироти, батюшка! Оставайся! И всенародный референдум можно было провести. Почти без риска. Только погонять перед началом по телевизору фильм Никиты Михалкова «55», в котором великий режиссер земли Русской к не очень круглому юбилею Путина обстоятельно рассказал о спасении Владимиром Владимировичем нашего Отечества и не помянул ни об одной из проблем, набравших вес уже в годы путинского правления.

Однако нацлидер на третий срок не пошел. Всю мощь государственной пропагандистской машины и свой немалый авторитет Путин бросил на то, чтобы подсадить на трон преемника. При этом из двух кандидатов - Иванова и Медведева, - выбрал того, который помягче и поинтеллигентней. И страна послушно за преемника проголосовала.

До сих пор точно не известно, чего хотел в этой истории Владимир Путин. Лучшие умы ломают головы. Он все­таки собирался плавно ввести в России практику сменяемости власти? Чтобы не через финты с досрочным уходом старого вождя она менялась, а посредством выборов, прописанных в Конституции. Пусть даже в первое время с «проталкиванием» правильного кандидата: чтобы не ввергать страну в хаос.

По другой версии, Дмитрия Анатольевича посадили на трон место погреть. Гипотеза крайне неприятная. Но именно так Путин подбирал себе премьеров: покладистых и не очень харизматичных. Или просто пожилых, чтоб в любой момент можно было отправить в отставку по возрасту. После того как в 2004 году нацлидер сумел избавиться от видного и речистого Михаила Касьянова, он назначал на второй пост в государстве людей, которые точно не смогли бы его подсидеть. Даже если б захотели. А теперь «назначил» такого человека и на первый пост.

Совсем не исключено, что в начале 2012 года Владимир Владимирович скажет Дмитрию Анатольевичу «спасибо» и в полном соответствии с Конституцией захочет вернуться в Кремль.
Страна как раз успеет соскучиться по решительному волевому лидеру.

Есть еще и третья версия, представляющая собой комбинацию первой и второй. Путин, дескать, на всякий случай подобрал «мягкого» преемника, заложив тем самым для себя возможность возвращения - и решил посмотреть, как все пойдет. Игра довольно опасная для России, эгоистичная и не очень умная, но кто вам сказал, что наши большие начальники - люди совестливые и семи пядей во лбу? Вон у Горбачева, затеявшего в середине 1980­х перестройку, как теперь выясняется, отсутствовал сколько­нибудь вразумительный план. А Ельцин постоянно обещал россиянам то скорое процветание, то на рельсы лечь, если дефолт случится.

Как бы то ни было, сейчас мы наблюдаем очередную российскую загогулину. По Конституции полномочия у президента РФ огромные. Нерешенных проблем в стране - непочатый край. И вот тихий, кабинетный человек Медведев, пообвыкнув в президентском кресле, принялся было за реформы. Объявил коррупцию проблемой номер один. Сказал по телевизору страшные слова о том, что высокие государственные должности в России продаются (правда, не пояснив - кто же их продает, хотя это самое интересное) - в общем, как бы засучил рукава. Да так с засученными рукавами и ходит. Кроме страшилок о коррупции, которая от разговоров не снижается, Дмитрий Медведев два года рассказывает нам об ужасных российских дорогах, о высоких ценах на лекарства и милицейском беспределе. У него профессия репортер или все-таки профессия президент?

До встречи в прямом эфире

Хитромудрые выборы­-2008 состоялись до начала мирового кризиса, когда сырьевые цены были на подъеме. Сейчас другая ситуация. Кризис ударит нашу страну гораздо больнее, чем Европу и США. Отлив нефтяных денег обнажил на российском берегу огромное количество безобразий, скопившихся в «нулевые» годы. Стало понятно, что наша экономика так и донашивает старые советские одежки, а путинские «эффективные менеджеры» только и умеют досуха выжимать прибыль из построенных при Сталине, Хрущеве и Брежневе заводов и электростанций, да выкачивать из земли минеральные ресурсы, залезая в карман к нашим внукам.

Россия подустала и от самого Путина. Точнее сказать - она от него не отдохнула. Премьер-­министра в телевизоре не меньше, чем президента, он ездит туда и сюда, кого­то распекает - но цены все растут, а доходы у населения падают. Чего ездит, спрашивается?

В общем, выиграть следующие президентские выборы «партии власти» будет трудно. Мало помогут телерепортажи о встречах «правильного кандидата» с новоселами и сельскими тружениками. Сколько лет смотрим все это, а доступного жилья не прибавилось. Еда в магазинах заграничная и дорогая. Наверное, телевизионщикам придется сочинять еще больше сказок о злобных недругах, окруживших Россию, - но и это вранье вряд ли поможет. Потому что дураков сегодня мало. Люди уже понимают, что главные враги России не снаружи, а внутри. Это те, кто проваливает одну за другой госпрограммы, кто распиливает миллиарды на дорожном строительстве и расплодил наглых чиновников, пожирающих страну как саранча.

Если настоящим, не опереточным, оппонентам «Единой России» удастся зарегистрировать своих кандидатов и получить возможность обращаться к телезрителям на равных с кандидатом от партии власти, как это предусмотрено в законе, - то все будет очень серьезно. Вокруг этого «кода доступа» к избирателю вспыхнут жесткие, если вообще не кровавые конфликты. Все понимают: в открытых теледебатах кандидат от власти скорее всего будет иметь жалкий вид. Потому что выступать перед подчиненными тебе министрами или построенными в шеренгу доярками - это один вид спорта. А полемизировать с опытным политическим противником, да еще когда ты десять лет (к тому времени будет двенадцать!) руководил страной, и плачевные результаты налицо - совсем другой.

В других странах, например, в США, теледебаты кандидатов в прямом эфире - это кульминация предвыборной гонки, момент истины. У американцев даже есть традиция собираться перед большим телевизором на вокзалах или в барах, чтобы послушать эти дебаты, поболеть за своего кандидата или окончательно определиться с выбором. В России же партия власти по­прежнему уворачивается от честных дискуссий. Придумывает всякие откорячки. Мол, нам незачем рекламировать таким образом оппонентов. Или еще какую­нибудь ерунду сочиняет. Получается, что за двадцать лет страна так никуда и не ушла от практики назначения генеральных секретарей ЦК КПСС в узком закрытом кругу и почти без участия населения. С той разницей, что при генсеках в России и жилья намного больше строилось, и безработицы не было, и отечественное сельское хозяйство нас худо­бедно кормило.

Впрочем, есть еще один вариант развития предвыборных событий. Дмитрий Медведев за оставшиеся два года докажет, что он - настоящий президент. Серьезно продвинется в решении хотя бы нескольких самых трудных проблем. И затем перечислит эти подвижки в прямом эфире, полемизируя перед выборами хоть с самим Жириновским. Россияне у экранов радостно подтвердят: все так и есть! Это правда! У молодого президента действительно идут дела! После чего дружно изберут Медведева на второй срок.

Вы, кстати, зря хмыкаете. Чего не бывает на свете. Тем более у нас. Один умный человек хорошо сказал: в Греции все есть, а в России все может быть.