Такой папа ей не нужен!

На модерации Отложенный

В Чебоксарах суд лишил ВИЧ-положительного отца родительских прав. Пятилетняя девочка осталась круглой сиротой

Статус Вич-положительного стал основанием для Чебоксарского суда для того, чтобы лишить родительских прав тридцатилетнего Сергея Николаева(имя изменено). Его пятилетняя дочь теперь будет жить с бабушкой со стороны матери. Мама девочки умерла год назад.

В феврале бывшая теща Сергея подала заявление в суд о лишении отца ребенка родительских прав, на основании того, что он бывший наркоман и имеет статус ВИЧ-инфицированного. Московский районный суд Чебоксар удовлетворил исковое заявление. Юридически девочка теперь круглая сирота. Опекунство над ней оформила бабушка со стороны матери.

Сергей Николаев десять лет назад лечился от наркозависимости. Чиновники из Управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, выступая на суде, отметили, что с 2001 года он находится «в состоянии стойкой длительной ремиссии», которая «позволяет говорить о социальной и трудовой адаптации». Сергей имеет постоянную работу и двухкомнатную квартиру, в которой и жил после смерти жены вместе с маленькой дочкой и своей мамой.

Что касается ВИЧ-положительного статуса Сергея, который прокуратура Чебоксар назвала негативно характеризующим фактором, то главный врач СПИД-центра Чувашии Алексей Щербаков на суде объяснил, что ВИЧ-инфекция не передается бытовым путем и «наличие вируса иммунодефицита человека не является основанием для лишения родительских прав»

Вместе с тем, на двух заседаниях были допрошены 17 свидетелей по этому делу.

Специально пришедшие в суд родители детей, которые ходят в один детский сад с дочерью Сергея, заявили, что знают мужчину только с положительной стороны – добрый, отзывчивый, ни разу не был замечен в состоянии алкогольного и тем более наркотического опьянения. Воспитательница детского сада сообщила суду, что когда после гибели супруги мужчина забрал ребенка к себе, то девочка была в полном порядке; когда же ребенок попал в руки тещи Сергея – ребенок замкнулся, состояние его ухудшилось. А заведующая детским садом в суде прямо заявила, что нет никаких оснований для лишения родительских прав Сергея Николаева.

В пользу отца ребенка свидетельствовала и старший инспектор по делам несовершеннолетних, проводившая проверку по запросу прокуратуры. Она отметила, что в случае с Николаевым «нет необходимости в лишении родительских прав», «ребенок к нему привязан и любит отца».

Тем не менее, несмотря на позиции Госнаркоконтроля, инспекции по делам несовершеннолетних, знакомых и родных отца ребенка судья встала на сторону прокурора.

Юрист Алексей Глухов, представляющий по инициативе Межрегиональной правозащитной Ассоциации «АГОРА» интересы Николаева, утверждает, что решение суда является ложным, дискриминационным и незаконным. Он рассказал «Свободной прессе», что отец девочки сильно упал духом от такого решения суда, но не смирился и собирается бороться за то, чтобы его родительские права были восстановлены.

Мы связались с мамой Сергея Николаева Ираидой Ивановной. Она тоже надеется, что им удастся вернуть внучку.

- Я до сих пор не могу поверить в то, что произошло, - рассказывает бабушка. - Столько есть семей, в которых родители - опустившиеся люди - алкоголики, бомжи, наркоманы. Собственные дети их меньше всего интересуют, но на таких почему-то смотрят сквозь пальцы и годами не лишают родительских прав. Не понимаю, почему, ведь семья у нас хорошая, интеллигентная. Живем в достатке, у сына хорошая работа, я педагог с большим стажем. Раньше преподавала в музыкальной школе и вела уроки музыки в детских садах. Естественно, я знаю психологию детей, все ведущие методики их воспитания и развития. Внучка у нас была, как картиночка, я с ней и сама занималась и в различные кружки водила.

«СП»: - Как принял решение суда ваш сын?

- Вы знаете, я боюсь суицида. Он говорит: я потерял жену, теперь я потерял дочь. Если сейчас он не сможет вернуть свою девочку, то не сможет ее вернуть до конца жизни. Лишение прав означает никогда не допускать ребенка до отца. Он потеряет смысл жизни.

Кроме того, он очень переживает, что теперь еще и весь город знает, что он ВИЧ-инфицированный. До этого суда об этом не знал никто, только я, Сергей и его жена Наташа. Мать Наташи узнала об этом уже после смерти дочери из записей в ее дневнике. И воспользовалась этим таким вот образом. Теперь имея из суда документ о том, что Сергей ВИЧ-инфицированный, она показывает его друзьям, подругам, соседям, даже в садик приносила.

«СП»:- А как случилось, что ваш сын 10 лет назад начал принимать наркотики?

- Он дружил с девушкой два года с 18 лет. Как-то они поссорились. Он приходил, ждал ее у подъезда, чтобы помириться. Там и познакомился с плохой компанией. Это недолго продолжалось. Я узнала практически сразу, обошла все общественные организации, подняла всех, стала сама председателем общества по борьбе с наркозависимостью. И мы справились.

«СП»: - Другая бабушка дает вам видеться с внучкой теперь, когда ребенок живет с ней?

- Конечно, мы ее видим, она живет всего лишь через дом. Но понимаете, как это тяжело, находиться так близко и, по сути, не иметь никакого отношения к собственному ребенку, как это предполагается при лишении родительских прав. У нее хорошие условия проживания, порядочек в доме, достаток. Сотовый телефон внучке купили, который, по-моему, совсем и не нужен еще пятилетнему ребенку. Бабушка любит ее, безусловно. Но я переживаю о том, что внучка сейчас не ходит ни в садик, ни в кружки, в которые я ее водила. Бабушка считает, что ей это не нужно и девочка с ней практически в изоляции. Она моя единственная внучка и может быть у меня никогда больше не будет внуков. Я ее очень много с самого рождения снимала на камеру, у нас целая видеохроника. Теперь только и остается, что сидеть вечерами с сыном и смотреть на нашу девочку.

Из досье «СП»:

Это не первый случай дискриминации ВИЧ-положительных опекунов. С мая 2009 года ВИЧ-позитивная Светлана Изамбаева из Казани пыталась через суды добиться оформления опеки над 10-летним родным младшим братом. После ряда отказов чиновников в Чувашии и множества судебных заседаний в Казани Верховный суд Татарстана встал на сторону женщины 25 января 2010 года, обязал оформить опеку над Сашей Изамбаевым, но и это решение было обжаловано на этот раз казанскими чиновниками. Новое рассмотрение дела Изамбаевой состоится 11 марта.