Сочи: Итог за четыре года до старта?

На модерации Отложенный

«Что касается возникающих разговоров о необязательности выигрыша домашних Игр в общем медальном зачете, то на соревнования такого уровня выходят не для того, чтобы пропотеть, а для того, чтобы победить. Поэтому Россия в Сочи должна быть в числе лидеров». Так сказал Владимир Владимирович на заседании в Белом доме в присутствии Жукова, Козака, Кудрина, Набиуллиной, Голиковой, Мутко и десяти руководителей «зимних» спортивных федераций. Эти слова Путина подвели итог под выступлением «родных наших» в Ванкувере и как бы дали старт к подготовке к домашней Олимпиаде.

На самом деле эти слова, возможно, стали приговором. Который будет приведен в исполнение не сегодня, но через четыре года, когда придется подводить итоги главного международно-показательного проекта России…

В зимней олимпийской программе 15 видов спорта. Мы не раз слышали про утерянные позиции и традиции советского спорта, подразумевалось, что это сейчас у нас развал, но когда-то всё было круто. И действительно: из 15 видов спорта мы, начиная с дебютного 1956 года, завоевывали медали в 14. Кроме кёрлинга. Но он и в программу-то вошел недавно, в 1998. Однако, если «взглянуть вооруженным глазом», то мы увидим, что из 14 видов спорта, где у нас были медали, золото было только в восьми, то есть всего в половине. Это значит, что в другой половине олимпийской программы никаких победных традиций у нашей страны нет! Для справки перечислю: горный лыжи, двоеборье, скелетон, сноуборд, фристайл, шорт-трек и упомянутый керлинг.

Но и это еще не всё. Из тех восьми видов, где мы хоть когда-то побеждали, есть трамплин и его единственная, она же золотая, медаль 1968 года, сани и единственное золото 1980-го, бобслей и единственное золото 1988-го. Осталось всего лишь пять видов из пятнадцати, где и советские, и российские спортсмены так или иначе регулярно побеждали и на которые рассчитывали и в Ванкувере: хоккей, лыжи, биатлон, коньки, фигурное катание – 120 золотых наград из 123! То есть мы можем сказать, что наш зимний олимпийский спорт даже в советские времена развивался отнюдь не всесторонне! Во многих видах программы в стране не было никаких традиций и никакого успешного опыта!

Однако мы же не занимали прежде 11-х мест, скажите вы. И будете правы. Бывало, что и общемедальный зачет выигрывали, причем даже в российские времена – в Лиллехамере-94. Откуда же взялось теперь 11-ое место? Если вы посмотрите еще раз на перечень тех видов, где мы не сильны, то обратите внимание, что не про каждый из них вы можете сказать, «о чем он». Скелетон? Шорт-трек? Керлинг? А в каждом есть подвиды, вроде хаф-пайпа, ски-кросса, борд-кросса. Даже если вы смутно представляете, чем занимаются спортсмены в означенных состязаниях, то внятно изложить правила вряд ли сумеете. Так вот весьма смутное представление об этих молодых дисциплинах имеют не только болельщики, но и сами спортивные начальники.

Последние два десятилетия вектор развития профессионального спорта изменился. Огромную популярность завоевали «молодежные» и экстремальные виды спорта. Они собирают море участников, на них охотно идет публика, их любят телевидение и спонсоры. И как следствие — они проникают в олимпийскую программу. А мы это дело проморгали. Смеялись, называли несерьезными развлечениями, подозревали в лоббизме то американцев, то азиатов, то еще кого-то.

Это же касалось и новых видов в классических разделах спорта, например, лыжного спринта. Его тоже считали несерьезным, недостойным внимания. Но серьезный или нет, молодежный или старческий, древний или новый – для медального зачета нет разницы! Если ты сноб, развивай старые добрые дисциплины и гордись собой, но о мировом лидерстве не думай – тут все просто. Вот хорошо, что нашелся у нас талантливый тренер Юрий Каминский, чьи лыжники-спринтеры и добыли все наши лыжные медали Ванкувера и треть всех олимпийских наград вообще. А в классических лыжах – ноль.

Мы прохлопали новые веяния в мировом спорте (что, кстати, вообще характерно для нашей жизни – постоянно все прохлопывать, отставать на шаг, на этап, на поколение). И советское наследие тут вообще не причем. И лихие 90-е тоже. Потому что и в последние годы здесь нет особых перемен. Но мы попутно действительно отступаем и с прежних крепких позиций в той большой пятерке видов, которые кормили нас медалями. И отступление это началось тоже давно. В коньках из 27 золотых медалей, например, 15 были выиграны на первых трех Олимпиадах, то есть до 1964 года! Мужчины-лыжники на классических дистанциях не входят в число лидеров с 80-х годов. Падает уровень наших спортсменов, а параллельно растет уровень конкуренции. Раньше считалось, что лыжи – это русские и Северная Европа. А теперь это и Франция, и Швейцария, Германия, Италия, Словения, Чехия, Польша!

И вот теперь мы возвращаемся к тем словам, которые сказал Путин. И задаем простой вопрос: каким образом мы собираемся выигрывать в Сочи? Можно ли за четыре года добиться успеха в тех видах спорта, которые не развивались на чемпионском уровне вообще никогда? В «новых» видах спорта, мировой прорыв которых мы профукали? В «технических» видах спорта, условий для которых в стране до сих пор нет? Канадцы получили огромное преимущество у себя дома, потому что трассы, треки, катки были им знакомы, они могли круглогодично на них тренироваться. Может, их чемпионы на других трассах ничего и не добьются, но Олимпиада-то проходила на ванкуверских, известных им очень хорошо.

Ну а мы, когда построим Сочи? То есть я не сомневаюсь, что построим, но это желательно сделать не к моменту зажжения олимпийского огня, а заранее, иначе никакого преимущества своего поля у российских спортсменов не будет. Получается, что всё будет зависеть от скорости строителей и от способности биатлонистов, лыжников, фигуристов «выиграть всё», взять максим возможного в тех видах, где нам хотя бы есть откуда стартовать к медалям. Возможно ли такое? Теоретически да. А вот практически… 

Поэтому я и говорю, что очень не завидую спортивным начальникам в ближайшие четыре года и особенно весной 2014. Тягачев нынче легко отделался, он успел вовремя «свинтить». Пускай ему теперь плюют в спину (и, кстати, правильно делают), но мне кажется, что на его место теперь охотно придет или неисправимый романтик, или откровенный жулик, которому будущий вероятный позор окупят распиленные миллиарды, которые швырнут в сочинскую топку ради пресловутого общекомандного первенства.