Не преувеличена ли опасность ТВ для неокрепших умов?
На модерации
Отложенный
Фильмы, сериалы и передачи — всё это определённого рода продукты, рассчитанные на конкретных потребителей и определённым образом продающиеся, хотя телезрители не оплачивают их непосредственно. Однако принцип «не нравится — не смотри» применительно к телевизору не работает.
Недавно вышедший на Первом канале сериал «Школа», который одни считают революционным прорывом для нашего телевидения, а другие — некой безобразной и непотребной провокацией, всколыхнул очередную волну споров о допустимости или недопустимости демонстрации чего-либо по ТВ, «ведь это же могут увидеть дети!».
Но насколько адекватна подобная постановка вопроса не только применительно к пресловутой «Школе», а вообще? Опустим простой аргумент, что в интернете доступно вообще всё что угодно и совершенно свободно. Потому что подавляющее большинство людей, сокрушающихся по поводу безнравственности, транслирующейся у нас сегодня по всем каналам, как правило, интернетом не пользуются, в отличие как раз от их отпрысков, о моральном облике которых они так беспокоятся.
Фильмы, сериалы и передачи — всё это определённого рода продукты, рассчитанные на конкретных потребителей и определённым образом продающиеся, хотя телезрители не оплачивают их непосредственно. Однако принцип «не нравится — не смотри» применительно к телевизору не работает. Подавляющее большинство зрителей будут употреблять медиапродукты вне зависимости от того, какие эмоции они в них вызывают и на какую именно часть аудитории та или иная программа рассчитана. В то же время, что касается более привычных потребительских товаров, тут всё проще и понятнее: хозяйка, у которой нет домашних животных, не станет приобретать в магазине наполнитель для кошачьих туалетов, а человек лысый или бритый под ноль — лак для укладки волос.
Утверждение о том, что телевидение просто не предоставляет выбора, тоже довольно сомнительно. Выбор существует всегда: выбор между многочисленными на сегодняшний день каналами, выбор в пользу платного спутникового или другим образом распространяющегося телевидения. Да, телевизор смотрят в основном пенсионеры. Но и этим людям, когда опять же речь заходит о других продуктах — продуктах питания, нельзя отказать в инициативности и находчивости. Многие пенсионеры ездят чуть ли не через весь город (благо бесплатно), чтобы закупаться на рынке, потому что там чуть-чуть дешевле, чем в расположенных рядом с домом (как будто не оставляющих другого выбора) магазинах. При этом экономия может оказаться не настолько существенной, тогда как поездка в какой-нибудь отдалённый район на нескольких видах транспорта для пожилого человека — весьма серьёзное предприятие.
Но вернёмся от способов приобретения обратно к продуктам. Есть такой продукт, как, например, водка. Если водку покупает взрослый человек, то против этого в общем-то никто не возражает. При этом лицо, достигшее двадцати одного года, вправе покупать алкоголь в совершенно любых количествах. В то время как два литра водки на одного человека за один раз — это гарантированная смертельная доза. Подростки тоже при определённой изворотливости вполне находят пути, как покупать сигареты и алкоголь. По этому поводу можно сетовать на безалаберность и недобросовестность продавцов, не делающих различия между совершеннолетними и несовершеннолетними, но в целом против продажи в магазинах подобной продукции никто особенно не возражает. Потому что Минздрав, как говорится, предупредил, а остальное — свободный выбор каждого.
Копнём глубже. Кроме продуктовых и ориентированных исключительно на продажу алкогольной продукции магазинов существуют ещё и хозяйственные. Там можно приобрести любые предметы бытовой химии в разноцветных пластиковых флаконах совершенно свободно, в любых количествах и без ограничений по возрасту. Но если взять и выпить (оставим в покое вопрос «Зачем?»), допустим, отбеливатель, то тоже несложно нанести серьёзный, а то и фатальный урон организму.
При этом пойти и купить флакон отбеливателя для ребёнка, если он свободно выходит на улицу и располагает хотя бы небольшим количеством карманных денег, не на столько порядков труднее, чем включить телевизор. Однако мы не ополчаемся на хозяйственные магазины за то, что они продают такие опасные штуки, потому что отбеливатель, кроме того что ядовит (о чём никто и не вспоминает), ещё и полезен — им отбеливают бельё, а за более-менее адекватных детей, как правило, не принято волноваться, что они способны выкинуть подобный фокус. Потому что детей воспитывают, объясняют им, что хорошо, что плохо, а что нецелесообразно.
Всё говорит о том, что культура потребления товаров у нас есть: мы не станем приобретать то, что нам абсолютно не нужно, равно как и удивляться, зачем это продают, потому что «не нужно нам» ещё не значит «не нужно вообще никому». Больше того, даже когда выбор совсем невелик, мы не станем приобретать там, где нам не нравится, лучше поедем в другой район, другой город, даже другую страну или закажем по интернету (но про интернет — тсс! — в этот раз мы договорились молчать). Вдобавок мы не осуждаем тех, кто продаёт легальные виды продуктов. Если в магазине стоит водка, мало ли кому она пригодится: может, её купят на день рождения, может быть, на поминки, а может, и так, что её приобретёт совершенно непьющая домохозяйка, потому что в водке (не поверите!), не говоря уже о пиве, вине и коньяке, иногда маринуют мясо. То есть мы понимаем, что не обязательно все товары, которые продаются, предназначены для нас и наших детей.
Не подводит ли всё это к выводу, что у телезрителей просто не сформирована аналогичная культура потребления информации? Сам формат бывших важнейшими для ХХ века медиа — радио и телевидения — не предполагает активного выбора. Человек, решивший посмотреть телевизор, переключая кнопки на пульте, да, будет выбирать, но только из имеющихся вариантов, потому что, перебрав всё и не найдя для себя ничего вполне привлекательного, он тем не менее станет смотреть что-нибудь в надежде, что скоро где-нибудь да начнётся любопытная передача.
Книги, пресса и всё тот же интернет предполагают куда больше свободы выбора. Мало кто станет читать книжку от корки до корки, если она ему совершенно не нравится. Особенно среди тех, кто привык читать исключительно для удовольствия. Но вот телевизор постоянные его зрители так смотреть не привыкли. А ведь очевидно, что основное число критиков безнравственности сериала «Школа» и многих, многих других программ составляют как раз они. Потому что всё-таки сложно (хотя в истории хватает, увы, прецедентов) возмущаться по поводу того, о чём совершенно не знаешь. Потому что есть же вообще такое странное направление в кино, как артхаус, в котом тоже демонстрируются с морально-этический точки зрения далеко не всегда очевидные вещи и просто странные, недостойные служить образцами для подражания модели человеческого поведения. Но на артхаус никто не нападает, потому что мало кто из морально незрелых подростков додумается искать (хотя они и доступны) и смотреть эти фильмы, которые тем не менее существуют, потому что и у них есть свой потребитель.
Возможен, конечно, ещё такой аргумент, как привлекательность, то есть телевизор — яркий и привлекательный, поэтому трудно от него оградить детей. Но таблетки в сладких цветных оболочках тоже яркие и привлекательные, однако не желать их — это один из наиболее ранних навыков, которые дети должны усваивать. Больше того, ребёнок, у которого аллергия, постепенно свыкается с осознанием того, что ему не следует есть некоторые вещи, даже если в силу своей недоступности они кажутся ещё более привлекательными; мальчики, как правило, не играют в игрушки для девочек, и наоборот; опять же всем с ранних лет прививается представление о том, что не надо хотеть чужого. Из всего следует, что дети тоже люди, обладающие волей и способные, если необходимо, отказываться от разных привлекательных, как может на первый взгляд показаться, вещей. И ведь именно взрослые, причём вполне успешно, формируют у детей правильную культуру потребления товаров и продуктов питания. Однако кто ещё, кроме них же самих, на уровне непосредственных образцов в то же время прививает детям привычку пассивного и даже послушного восприятия всего, что демонстрирует телевидение?
Комментарии
Каков поп, такова и его идеология. Элита выполняет американский заказ.
А выбора у нас нет никакого. Даже 8 марта не могли показать что-то задушевное.
Одна дурь кривляющейся элиты, артистов. Нет задушевных песен, нет хороших фильмов. Встречаются, но очень редко.
Режиссеры вкладывают деньги, а потом насильно заставляют смотреть. И как это называется?
А выступления ведущих, депутатов- ни в какие ворота не лезут.
Можете кривляться в своем дружеском кругу, но не на всю страну, не на весь мир.
Ваши кривляки нам не нужны.
Насильно - это когда, вас принуждают смотреть иными действиями, те под давлениям, угрозами, шантажом, силой и тп. А этого не было, вы сами это смотрите, вас никто не заставлял смотреть. Это бесплатные стандартные каналы, а то бишь они ничто не должны. Вот к примеру придете вы на дискотеку, а там полный плейлист, но вам не нравится что то из-этого. Вы же не будите требовать под себя переделывать? Тк это рассчитано на общую публику, а хочешь, чтоб сыграли именно для вас - заплати.