О необходимости всеобщего православного образования в России

На модерации Отложенный

Ничто так не свидетельствует в пользу необходимости введения в школе курса православия (т.н. основ православной культуры), как лютые возражения т.н. «атеистов». О-о, это надо читать. Особенно доставляют антиклерикальные интеллигенты.

«Правильно! Пускай преподают основы православной культуры. А также начатки хиромантии, астрологии и краткую энциклопедию народных примет и суеверий».

«Слушайте, ну я вот могу часами говорить о христианской метафизике Достоевского. Но при этом я (да и вы, думаю, тоже) прекрасно понимаю, что введение преподавания основ православной культуры - это идиотизм. Мы живем в абсолютно атеистической стране, где Святая Троица - это Бог-отец, Бог-сын и Никола Угодник, и попытка религиозной реконкисты в ней абсолютно неуместна».

То, что интеллигентный товарищ может часами говорить о христианской метафизике Достоевского, не имея ни малейшего представления о христианстве, это-то больше всего и огорчает.

Посмотрел, что я писал на эту тему за последние годы.

«Нельзя не удивляться аргументу, что православие в школе преподавать нельзя, поскольку церковь отделена от государства. Так ведь и математика отделена, что ж теперь отменить преподавание математики?.. Многие бы обрадовались, знаю. Отвечают, что математика не идеологизировна. Тогда следует отменить в школе такой предмет как история, дисциплина фундаментально идеологическая. Да и литература тоже сильно идеологизировна. А какую такую православной идеологии опасается прогрессивная интеллигенция, - не укради, не убий? Прогрессивным эффективным детям нужно знать лишь «не пойман – не вор», понимаю.

Абсурден довод, что преподавание православия в школе насильно сделает всех детей православными. А преподавание физики кого сделало физиком? И неужели это действительно такая страшная опасность для молодого человека стать православным.

В действительности, конечно, речь идёт об элементарной культурности. А то ведь стыдно слушать ту малограмотную дичь, которую регулярно несёт прогрессивная интеллигенция».

«Люди никак не хотя понять, что речь действительно идёт об элементарной культурности. Без знания православия невозможно адекватно воспринимать русскую культуру, вообще без знакомства с христианством нельзя понять европейскую культуру. Интеллигент скажет, и не надо. Ему не надо, а образованному человеку необходимо иметь хотя бы элементарные представления о христианстве. Это факт, с которым следует смириться, как бы вы не относились к самому христианству.

Пока же возражения против ОПК в школе в основном сводятся примерно к тому, что хорошо бы в видах антифашизма не учить детей буквам, составляющим нехорошие слова фашизм и нацизм. Со слезой в голосе говорят также, что мусульмане не отпустят своих детей в такую школу, где ОПК, и кришнаиты будут недовольны. Мне почему-то кажется, что русская школа легко обойдется без упёртых мусульманских детей и без кришнаитов не зачахнет. Ежели кто желает жить по шариату, то вообще зачем ему эта шайтанская школа».

«Нужно ли школьникам и студентам изучать марксизм? Вообще говоря, не бесполезно. Не в аспекте Всесильного учения и оттого верного, но рассматривать объективно и критически, конечно. Марксизм учение довольно простое, имеет выходы на многие течения европейской философской мысли. Без знания марксизма затруднительно понять историю XX века. То или иное представление о марксизме образованный человек получить должен. Не так ли. А если так, то почему школьникам и студентам нельзя изучать христианство, которое имеет куда более фундаментальное значение для европейской культуры?

И дело не в «клерикализме» (никаких клерикальных амбиций у РПЦ не наблюдается). Даже если бы на планете не осталось ни одного попа, то и тогда следовало ввести в школах и вузах курс основ православной культуры. А пока следует пользоваться удачей и привлечь священнослужителей к преподаванию, некоторые из них своё дело хорошо знают.

Против изучения основ православной культуры в школе объединились все прогрессивные силы РФ: от советских красных кхмеров до имамов «правозащиты» и аятолл «либерализма». А между тем, речь идёт всего лишь идёт об ОБРАЗОВАНИИ и только об образовании. Позвольте узнать, как вы без знания основ христианства собираетесь понимать классическую русскую и европейскую культуру, которые буквально пронизаны христианскими сюжетами? Если не собираетесь, то так прямо и скажите: желаем новый пролеткульт. Или, не хотим русского, европейского образования, будем своих чад учить папусьим дисциплинам. По крайней мере, поставить так вопрос было бы честно».

«Товарищ Ленин попов ненавидел лютой шизофренической злобой интеллигента, но в гимназии по закону божьему имел твёрдое отлично, да-с. Всякий боженька, по его мнению, был труположство, а попу ручку Владимир Ильич целовал исправно-с. И придя к власти, истреблял этих самых попов тысячами, и церкви грабил. Так что ежели кто опасается, что изучение курса основ православной культуры помешает ему или детям впоследствии грабить, насиловать и убивать, то можно не беспокоиться».

«питекантропы доказали православным обскурантам, что они существуют

Почитал тамошнюю дискуссию, и стало мне обидно за атеизм. Ведь это же всё-таки не синоним дикости и хамского тупоумного невежества. Ещё раз убедился, что преподавание в школе основ православной культуры крайне необходимо. Причём не только в интересах РПЦ, но вообще в целях повышения общего интеллектуального уровня общества и отсеивания на ранней стадии генетических придурков, видимо, потомков тех самых питекантропов. Наука серьёзно заинтересована в преподавании ОПК в средней школе и учреждения кафедр теологии в вузах, такой на непросвещенный взгляд парадокс».

«… привлёк моё внимание другой шедевр интеллигентной гуманитарной мысли:

«Марксизм есть дитя и логическое продолжение христианской культуры с ее доминантой активного воздействия на Природу. Человек призван добывать хлеб в поте лица своего, и на этой ниве можно грешным делом переусердствовать».

И кто после этого решится утверждать, что в школах нет надобности преподавать основы православной культуры. Эдак в интеллигентных газетах скоро будут уверенно сообщать, что Карл Маркс был православных архиереем, а Ленин ввёл еженедельные молебны на партсобраниях и крестные ходы для трудящихся, называемые большевиками «субботники».

Скажем прямо, яростное сопротивление преподаванию в российской школе основ православной культуры есть реакция советской дикости и обскурантизма. На Западе религиозное образование в средней школе традиционно является фундаментом гуманитарного образования. В разных странах свои особенности, но в целом религиозное образование в школе это правило для Европы.

Великобритания. «Все государственные школы обязаны реализовывать религиозное образование на основе официально утвержденной программы.

Хотя уроки религиозного образования не упоминаются в группе основных предметов, они имеют одинаковый статус. Как говорилось в директиве № 3/89 DES Отдела науки и образования: «В силу своего специфического статуса религиозное образование в школах является одним из фундаментальных уроков. Программы, цели и формы экзаменов религиозного образования не определяются со стороны государства, но этот вид образования имеет одинаковый статус с другими уроками».

Германия. «Статья 7 Основного Закона Федеративной Республики Германия признает религиозное обучение обязательным в государственных школах»

«Уроки религиозного образования в государственных и муниципальных школах обязательны и равноценны другим школьным предметам. Христианское религиозное образование входит в официальные программы, часто под контролем церкви, а оценки, полученные по религиозным предметам, учитываются при переводе в старшие классы»

Франция. «Статья 2 Закона Франции от 09.12.1905 о разделении церквей и государства устанавливала, что Республика не покровительствует, не дает ни содержания, ни субвенций никакой религии.

Однако предусматривала, что в бюджеты государства, департаментов и коммун могут быть включены расходы на функционирование капелланских служб и на обеспечение свободного исповедания религий в таких государственных учреждениях, как лицеи, колледжи и школы».

«Католическое религиозное образование реализовано примерно в 22% школ Франции»

«К концу XX в. государство и общество во Франции пришли к парадоксальному для себя выводу о некоторых деградационных тенденциях в развитии национальной системы образования. Было установлено, что учащиеся частных католических и протестантских частных колледжей выпускаются гораздо более социально подготовленными к жизни во французском обществе и культурно более развитыми, чем учащиеся государственных школ. Выяснилось, что связано это, в немалой степени, с реализацией государством политики, направленной на изоляцию религиозных объединений от государственной системы образования и изъятие из культуры ее традиционной религиозной составляющей».

«… Доклад Р. Дебрэя содержит, в частности, аргументированный вывод об ущербности построения национальной системы образования на основе атеистическо-антирелигиозной или внерелигиозной парадигмы, отрицающей цивилизационные подходы к религии. Р. Дебрэй дает развернутый анализ последствий деградации национальной системы образования во Франции, выражающейся в потере культуросообразности образования в государственных образовательных учреждениях.

Французское общество все больше ощущает угрозу коллективной потерянности, разрыва национальной и общеевропейской памяти, где недостаток религиозно-культурной образованности не позволяет понять ни фронтоны собора в Шартре, ни произведения Тинторетто, ни шедевр Моцарта «Дон Жуан», ни «Страстную неделю» Л. Арагона. В докладе акцентируется, что, как только для людей Троица становится лишь названием парижской станции метро, а выходные и каникулы в дни Пятидесятницы становятся простым календарным фактом, происходит опошление окружающей повседневности, деградация национальной культуры, деградация самого общества, потеря исторического сознания. Процитируем: «Для всех очевидны нравственная, социальная и наследственная растерянность; всеобщее помутнение, смятение, нетерпимость, заблуждение, плохое состояние духа… Образовался некий разрыв в передаче наследия, которым раньше занимались церковь, семья, обычай, гражданственность, что впоследствии легло на плечи народного образования, которое должно было обеспечить элементарную ориентацию в пространстве и во времени. Однако гражданское общество оказалось не в состоянии все это обеспечить. Эта смена эстафеты произошла около 30 лет назад, в тот самый момент, когда классическое образование и гуманитарные классы оказались непопулярны, когда превосходство формалистского подхода в школе к текстам и произведениям медленно, но верно вытеснило традиционные дисциплины (литература, философия, история, искусство). Религиозное бескультурье (вопрос перед Мадонной Боттичелли: «Что это за женщина?»), о котором так много говорят, появилось не само по себе. Оно началось с момента потери распознавательных кодов, затрагивающих все области знания, жизни, менталитета… Мы перемещаемся с одного места на другое так же быстро, как «теряем историческое сознание». А разве действенным противоядием этой потери равновесия между пространством и временем, этим фундаментальным креплением любого цивилизованного государства, не является ли вынесение на передний план генеалогии и исторического обоснования современности? Как понять события 11 сентября 2001 г., не зная, что такое ваххабизм? Как понять распри в Югославии, не обращаясь к расколу филиокве и к прежнему конфессиональному распределению в Балканских странах? Как понять, что такое джаз и кто такой пастор Лютер Кинг, не говоря о протестантизме и о Библии?»

«Основная идея расширения и углубления преподавания в светской школе учебных предметов, касающихся религии, заключается не в том, чтобы подменить светское образование религиозным, дать последнему какой-то особый статус, а в том, чтобы дать учащимся государственных образовательных учреждений возможность стать и быть цивилизованными, воспитанными в своей национальной культуре, оставляя за ними право выбора свободного суждения, «продолжить многообразный путь человечества, так как накопительная преемственность, которую по-другому называют культурой, отличает человека как вид».

Министерство образования Франции официально обозначило свою позицию понимания, что будущее французской нации невозможно без сохранения национально-культурных, в том числе религиозных, традиций. Как сказано в докладе Р. Дебрэя, «религиозные традиции и будущее человечества оказались на одном корабле».

Борцы с несуществующей в России угрозой клерикализма очень боятся кошмарной поповщины. Как будто в школах под видом ОПК лишь для маскировки будут преподавать основы христианской (европейской) культуры, а на деле от гордых атеистов обязательно потребуют целовать попам руки. Или того хуже, платить десятину.

Ссылки на якобы научное мировоззрение, которое будто бы не позволяет школьникам и студентам изучать библейские сюжеты, историю церкви и христианские доктрины, глупы до безобразия.

«… написавшие глупое антихристианское письмо академики не в состоянии объяснить, что такое есть это самое научное мировоззрение. И по старческой ригидности принялись излагать «материалистическую диалектику», то есть фактически философию марксизма. Но разве марксизм это наука? В какой-то очень мало части, возможно, а, в общем, совсем нет, марксизм по преимуществу идеология.

 

Так называемое научное мировоззрение есть мировоззрение некоторой части интеллектуальной элиты, т.е. собственно научной элиты. Привить научное мировоззрение всему обществу и невозможно и бессмысленно. Достаточно поддерживать престижный социальный статус ученых, культивировать уважение к науке в общественном мнении.

Мудрейший [info]udod99 утверждал, что отмена религиозного дурмана и утверждения повсеместно материалистического мировоззрения вовсе не приведет повсеместному торжеству рационального мышления. Разве советские коммунисты, номенклатура отличались научным мировоззрением? Да они в большинстве были едва грамотны, тут даже о рациональном мышлении говорить неудобно. Среди советских обывателей, которым православие было воспрещено, всевозможные нелепые верования и предрассудки были распространены весьма широко. Лишенный нормальной религиозности обыватель от бессознательной тоски по иррациональному обязательно примется веровать во всякую позорную околесицу, каких-нибудь чудо экстрасенсов и потусторонних чебурашек. Причем начнет веровать прямо не отходя от протестов против религиозного мракобесия. Щас увидите живой пример».

Там по ссылке свой пример, ниже приведу более свежий. Откровения краснознаменного атеиста, почему ему не милы религиозные мракобесы.

«Муллы и раввины мне не милее наших толстопузых мракобесов, считающих, что Внеземных Цивилизаций не существует»

И это не анекдотический казус, в СССР пламенные научные атеисты истово верили в экстрасенсов, инопланетян, летающие тарелки, мумиё, а закончили Чумаком с Кашпировским. Трудно отделаться от впечатления, что иррациональная боязнь религиозного мракобесия у советских товарищей связана с тем, что они подсознательно опасаются конкуренции своему собственному обскурантизму и мракобесию – коммунистическому. Очевидно убого смотрятся советские поклонения иконам тов. Сталина и мощам Ленина в сравнении с православной обрядностью. Это не говоря о вере. Никакой честной веры ни во что у советских материалистов нет и быть не может, одни суеверия.

У Д.Галковского есть Святочный рассказ №8 «СВЯТАЯ ПРОСТОТА».

Под конец жизни советский философ пишет письмо Богу, сдаёт подельников по научному атеизму. Сказка пугает реалистичностью. В отличие от советских философов менее продвинутые в материалистическую диалектику замполиты пишут послания Внеземным цивилизациям, где, конечно же, давно коммунизм!