Если бы я был Виктором Януковичем

На модерации Отложенный

Новоизбранный президент Украины Виктор Янукович приехал в Москву. Перед ним стоит непростая задача: угодить России, не потеряв доверия Запада. При этом еще и поправить дела в украинской экономике, не ущемив интересов близких к нему восточноукраинских олигархов. Чтобы справиться с такой сложной задачей, Януковичу не нужно изобретать велосипед. Будь я Виктором Януковичем, постарался бы стать Александром Лукашенко ― только без свойственной ему слишком громкой социалистической риторики.

Если бы я был Виктором Януковичем, главное, что меня сейчас волновало бы, ― это деньги. Экономика Украины находится в плачевном состоянии после головокружительного 15-процентного падения в прошлом году. Ожидаемый дефицит в 2010 г. — 4% ВВП, но почти наверняка окажется больше (как это уже случилось в 2009 г.). Кредитная линия МВФ заморожена из-за бюджетной политики украинского правительства, которое довольно расточительно обходилось с деньгами. Януковичу теперь кровь из носу нужно доказать, что он управляет экономикой лучше, чем «оранжевые». А не достав где-нибудь денег, как докажешь?

Вторая проблема ― разобщенность страны, где есть прозападные центральные и западные регионы и относительно пророссийский восток. Вот в таких условиях Янукович приехал в Москву. Причем спустя несколько дней после визита в Брюссель. Будь я Януковичем, так бы и сделал: сначала успокоил Запад, потом поддержал ожидания Востока. Для этого я бы теперь начал много говорить о введении русского языка как государственного, сохранении базы российского Черноморского флота в Севастополе, доступе России к украинской газотранспортной системе.

Да что там — поговорить можно даже о дальнейших перспективах интеграции через ЕврАзЭС и Таможенный союз. Нужно много говорить и ничего не подписывать. Как Лукашенко, от которого уже больше 10 лет ждут вхождения в рублевую зону.

Нужно, чтобы у российских лидеров осталось ощущение, что еще чуть-чуть ― и Украина вернется в зону влияния России, даст российским олигархам скупить лакомые куски своей промышленности и станет надежным буфером, отделяющим Россию от НАТО. То есть станет новой Белоруссией ― подобные настроения уже были в 2004 г., когда победа пророссийского Януковича на президентских выборах казалась делом решенным. Тогда Украине можно будет рассчитывать на российский рынок сбыта, льготные цены на нефть и газ, инвестиции.

Со временем, конечно, российские лидеры поймут, что их водят за нос. Но у Лукашенко и тут рецепт готов. Когда напряженность в отношениях с Россией стала нарастать, он обратил взор на Запад. Молочные и нефтяные войны с Россией заставили Лукашенко стать еще большим западником, чем прежде, ― и тогда в России, испугавшись ухода Белоруссии на Запад, вновь стали договариваться с Александром Григорьевичем. Если бы я был Януковичем, лучшее, что я мог бы сделать, ― это стать таким же, как Лукашенко, теленком, который двух маток сосет. Так можно не поссорить между собой запад и восток Украины, обеспечить приток капиталов из России и Европы, сохранить за близкими олигархами их куски собственности. Главное ― много обещать России и ничего не делать. Как Батька.