МИФИ и восстание на крест

На модерации Отложенный

Итак, как выяснилось, никто не «убирал статую для того, чтобы к приезду патриарха поставить крест». Статую просто убрали, причем я лично убравших понимаю: церетелевские монстры по сравнению с ней — красавцы.

Никаким «символом МИФИ» данная статуя не является. В любом источнике можно найти информацию, что абсурдистские произведения были установлены около 10 лет назад.

В «Энциклопедии МИФИ» можно найти ироничное описание как всех скульптур, так и конкретно этой, данное задолго до разгоревшихся событий...

На территории МИФИ уже более десяти лет находятся скульптуры из металла. История их возникновения темна и восходит ко временам, когда ректором МИФИ был А.В.Шальнов. Бытует легенда, что он познакомился с неким скульптором, ваяющим из железа психоделичные статуи, жутко полюбил его работы и попросил украсить ими территорию института. Вот тот и украсил… Уже много лет студенты искренне пытаются понять замысел скульптора, но, надо сказать, до сих пор безуспешно. А скульптуры стоят, пугая первокурсников и случайных гостей института своей психоделикой.

Скульптура Раздавленный Жук (Вечный студент) до лета 2009 года располагалась перед главным корпусом в непосредственной близости от главного входа. Сварена из полос железа. Если смотреть на нее спереди, то можно увидеть некое подобие человека с посохом, под которым расположена табличка «Дорогу осилит идущий!». Если смотреть сбоку — очень сильно напоминает раздавленного жука. В темное время суток подсвечивалась прожекторами. Символизирует, должно быть, студента, бредущего по тернистой дороге к знаниям, почему-то мимо главного корпуса. Раздавленный Жук являлся одной из достопримечательностей МИФИ, есть свидетели того как как Б.Н.Оныкий (ректор 1997–2007) показывал его иностранной делегации, оживленно при этом жестикулируя. Делегация уважительно слушала и кивала. Первого сентября, на праздновании дня первокурсника у Жука традиционно ставился почетный караул из ВТОшников в костюмах химзащиты с автомобильными глушителями на плечах.

Наряду с жуком в том же творческом ряду находятся, к примеру, и такие творения:

У корпуса К находится сваренная из металлических труб скульптурная группа, изображающая трех человек в весьма выразительных позах. С особым старанием неизвестный скульптор сварил из металла вторичные половые признаки на одной из скульптур, что однозначно позволяет идентифицировать ее как женщину.

Злые языки говорят, что это студенты после неудачного экзамена. Студентка слева еще пытается что-то доказать экзаменатору, в то время как студент справа уже полностью отчаялся в этом. Сама скульптурная группа как бы говорит нам об ужасах, происходящих во время сессии в этом жутком месте. По другой версии, эта скульптурная группа символизирует искусственный интеллект, над созданием которого с переменным успехом бьются некоторые кафедры.

Таким образом, ни о каком «символе института», имеющем «непреходящую вечную ценность» и «снесенном мракобесами ради приезда патриарха» речи не идет.

Вызывавшая скорее иронию новодельная железная скульптура была убрана вне всякой связи с приездом патриарха, и никто бы на этот факт серьезного внимания не обратил, если бы не установленный на её месте крест.

Таким образом, речь идет не о протесте против сноса скульптуры (ее перенесли — и никто прошедшие полгода не протестовал), а именно о восстании на крест.

А это, что называется, совсем другая статья. Кто и почему беснуется и трепещет при виде креста — вещь, в общем-то, неплохо известная.

Меня в этой истории смущает другое. Сейчас категорически недостаточно поставить крест и, тем самым, символически обозначить присутствие. Никакой существенной пользы от этого не будет (хотя некоторая — будет наверняка).

Если уж Церковь приходит в вузы, учреждения, на предприятия и т.д., то она должна приходить реально, не только с благочестивой риторикой, парадными мероприятиями и даже не с одними идеями «атомного православия» и лекциями Кураева о науке и религии, а с реальной духовной помощью и поддержкой, с окормлением и преподавателей и студентов.

Поскольку, если вынести за скобки трепещущих при виде креста бесов, реальная причина регулярно случающихся антиклерикальных истерик в стиле «вот опять пришли попы» состоит именно в чисто формалистическом отношении к присутствию Церкви. Расписались — «здесь был Вася» и пошли дальше. А зачем приходили? Будь у нас реальная способность к пастырской работе и не будь такого кошмарного дефицита кадров, таких скандалов было бы гораздо меньше, поскольку меньше было бы для них «горючего материала». Те же самые студенты, которые понимали бы, что у них делает Церковь и какая их душе и уму от нее польза, сами бы первыми же гасили бы скандалистов.