Опасные последствия: гонка водородных бомб

На модерации Отложенный

Самый большой ядерный взрыв, осуществленный Америкой, разрушил не только отдаленный остров в Тихом океане, где проводились испытания, пишет The Times.

Решение президента США Гарри Трумэна о создании водородной бомбы было, как написала The Washington Post в январе 1950 года, потенциально самым серьезным и сложным решением "о войне или мире в американской истории".

Кульминация гонки вооружений наступила 1 марта 1954 года на атолле Бикини, где произошел взрыв термоядерной бомбы, превосходящий по своей мощности в тысячу раз взрыв атомной бомбы, разрушивший Хиросиму.

Американским властям едва ли удалось разуверить обеспокоенный мир, что масштаб взрыва был случайным. При этом Комиссия по атомной энергетике отрицала слухи о том, что взрыв "вышел из-под контроля".

Однако масштаб взрыва, вызванный ошибкой в расчетах, оказался не просто "ошибкой", пишет автор статьи Роуз Уайлд. Изменение направления ветра привело к тому, что радиоактивные осадки выпали на обитаемых островах, а японская рыболовная шхуна, оказавшаяся в 80 милях от взрыва, покрылась пеплом.

Судьба 23 рыбаков "Фукурю-мару" ("Счастливый дракон") вызвала большую, чем что-либо еще, тревогу по поводу испытаний ядерного оружия.

В интервью журналу Life они описали, что у них на глазах небо сделалось красным, а затем стальным, а через шесть минут они услышали взрыв "как множество раскатов грома, слившихся воедино".

А затем выпали осадки. Члены экипажа не могли есть, их кожа стала чесаться. Через несколько часов "наши лица почувствовали сильный жар... затем стали обретать грифельный оттенок", заявил капитан судна. Один из рыбаков умер, его семья получила компенсацию в размере 5 тысяч долларов, а в Японии началась паника из-за зараженной рыбы.

Передовица The Times за 26 марта вопрошала: "Если одна из сторон обладает бомбами, способными взорвать полмира, неужели другая сторона должна обязательно обзавестись бомбами, способными разрушить три четверти мира?"

Газета призывала к дальнейшим усилиям по ослаблению международной напряженности: "Человечество, если хочет выжить, не должно сдаваться. Однажды наступит решающий день выбора между добром и злом. Стоит посмотреть, не стало ли 1 марта таким днем".