Армейский подход к погоде

На модерации Отложенный

Шойгу разбушевался: предложения министра по репрессиям синоптиков, скорее всего, вызваны недовольством в расходовании средств метеорологам.

Наказывать синоптиков за неточные метеорологические прогнозы, как это предлагает Шойгу, конечно, было бы неправильно. И вовсе не только потому, что с таким же успехом можно было бы призывать наказывать экономистов, финансовых аналитиков и тех же чиновников, которые тоже делают разные прогнозы и часто в них ошибаются.

На самом деле, неизбежно возникает вопрос достаточности финансирования.

Переведу проблему в чисто материальную плоскость. Фактически, в каждой стране метеорологические службы являются государственными, им выделяются определенные суммы. Так же происходит и у нас с Росгидрометом. Служба постоянно получает деньги из бюджета, и при помощи этих денег должна стараться организовывать работу максимально эффективно. Таким образом, возникает вопрос: Шойгу недоволен тем, как Росгидромет осваивает выделяемые средства или же считает работу ведомства неудовлетворительной без привязки к конкретным бюджетам?

Соответственно, в зависимости от того, какой вариант ответа правильный, возможны три варианта решения проблемы.

Если причина все-таки в неэффективном использовании бюджетных денег, то следует изменять саму систему, искать объяснение неточности прогнозов. Возможно, существуют организационные проблемы, которые приводят к просчетам, фактическим ошибкам, неверной интерпретации результатов мониторинга окружающей среды. Скорее всего, правильной мерой в таком случае станет назначение нового руководства и дополнительный независимый контроль за работой службы.

Если же деньги используются вполне эффективно, и дело в том, что не хватает оборудования, компьютерных систем или измерительные приборы не соответствуют современным требования, можно начать рассматривать вопрос об увеличении финансирования Росгидромета.



Есть и третье решение. Если Шойгу, в частности и МЧС, в целом требуются более точные прогнозы, всегда можно обратиться к зарубежным метеорологическим службам. Хотя, конечно, это также потребует дополнительных затрат. И, кстати, далеко не факт, что точность прогнозов окажется заметно выше.

Попытка предсказать погодные условия на ближайшие сутки, а уж тем более на неделю или месяц, – сложнейшая задача. Метеорологам в своих моделях приходится учитывать массу факторов, и даже в случае самого тщательного анализа при современном уровне развития науки и техники нельзя полностью исключать вероятность серьезной ошибки, не говоря уже о мелких. На мой взгляд, не стоит критиковать столь сложную сферу, как метеорология, с таким прямолинейным армейским подходом, который демонстрирует Шойгу. Да, возможно, ошибки синоптиков и приводят порой к трудностям в работе той же МЧС или других государственных служб. Но попытка взвалить ответственность за неудачи на синоптиков вызывает ассоциации со сталинскими методами. В те времена было принято уговорами или угрозами заставит человека взять на себя неподъемные обязательства, пообещав при этом обеспечить всеми необходимыми для решения задачи условиями и средствами. В итоге, власть не выполняла обещания, ответственный, естественно, проваливал проект, и его за это сажали в тюрьму или вовсе расстреливали. Практика показывает, что не стоит требовать от человека существенно больше того, на что он реально способен. Синоптики ведь не боги, и силы природы им не подвластны. Не стоит требовать от них невозможного.