«Обновленный» Янукович: «хитрый хохол» для Путина и Обамы?
На модерации
Отложенный
Как бы не кричала Тимошенко, а Янукович действительно изменился по сравнению с 2004 годом. Оказался способен набить шишки - и сделать из них выводы. И дело даже не в том, что Виктор Федорович таки освоил на митингах модные жесты а-ля «превед, медвед». Или может долго и нудно держать на лице фальшивую американскую улыбку, не отвечая ни на один конкретный вопрос. Нет, Янукович научился главному – некому подобию искусства дипломатии, необходимого президенту.
Научился балансировать между Россией и Западом. В истинно «кучмовском» стиле. Возможно, именно в этом заключается основная заслуга «оранжевой» революции. В принципе, трансформацию Януковича понять можно. Особенно – в части взаимоотношений с Россией. Ведь именно «великий и ужасный» Путин, на коего столь рассчитывал лидер Партии регионов, несколько раз откровенно «слил» Януковича. Сначала в 2004 году, потом в 2007-м. Думается, это был определенный переломный период для самоидентификации Виктора Федоровича. Как это бывает у молодых подчиненных, когда понимают: их начальник, с виду доброй души человек, умудренный опытом, не собирается их учить и помогать – а банально на старте уничтожает потенциального конкурента.
Мало того, как бы в насмешку Януковичу, Путин публично рассказывал о том, что ему очень комфортно работать с премьером Тимошенко. А ведь Виктор Федорович подобных комплиментов не удостаивался. Поэтому, наблюдая за предвыборной кампанией Януковича, чувствовалось, что все темы, связанные с интересами России, использовались дозировано. И исключительно для мобилизации своего электората на юго-востоке. Без долгоиграющих последствий для Кремля. Симптоматично, что первое интервью после второго тура выборов, когда с победой Януковича было уже все ясно, он дал американскому каналу «CNN». Где высказал три основных мессиджа – он не марионетка Кремля, намерен развивать взаимовыгодные отношения и с Россией и Западом, и не будет радикально отказываться от НАТО. Многие воспринали это интервью как некое заигрывание с Западом. Мол, ЦИК еще не утвердил результаты второго тура, и требовалась определенная поддержка из Брюсселя и Вашингтона, дабы Тимошенко не кричала о фальсификациях. А вот на этих выходных вышло первое большое интервью Януковича российским СМИ.
В этот момент он уже практически пребывал в статусе президента и мог говорить более откровенно. Тем более, в Кремле привыкли, что Янукович во время своего премьерства умел рассказывать одни вещи на Западе, а совершенно противоположные в самой Украине и для России. Однако никакой позитивной для Кремля конкретики в 15-минутном интервью Януковича не прозвучало. Одни «возможно». К неудовольствию той же Тимошенко, пророчившей, что в первый же день Янукович полностью «ляжет» под Москву. Да, возможно оставим Черноморский флот в Крыму. Да, надо создавать газотранспортный консорциум (но с участием европейского партнера) и пересматривать нынешние контракты. Что, кстати, не особо хочет Кремль. Говоря о НАТО, Янукович сказал, что Украина будет действовать в рамках существующих договоренностях по процессу вступления в эту организации. Обратите внимание: никто не говорит о том, что сотрудничество с НАТО будет прекращено.
При этом Янукович отметил: ну а когда появится какая-то конкретика – то вопрос о присоединение к НАТО будет вынесен на всеукраинский референдум.
Думается, не такие тезисы были готовы услышать у Путина. Нет, Янукович якобы и Москву умаслил. Мол, Украина с радостью готова присоединиться к системе европейской коллективной безопасности, предложенной президентом Медведевым. Вот только в самой Москве прекрасно понимают, что эта самая система – пока только фикция, без конкретики и без желающих в ней участвовать европейцев. Достаточно размыто Янукович говорил и о болезненной для Москвы темах русского языка и отмене награды Героя Украины для Степана Бандеры. По первому вопросу Виктор Федорович сказал, что будет ратифицирована Европейская хартия языков, которая позволит использовать русский язык в делопроизводстве и в обучении в конкретных регионах страны. То бишь – на юго-востоке. Впрочем, понятно, что это не более чем туманные обещания, поскольку речь уже не идет об изменениях в Конституцию с предоставлением русскому языку статуса второго государственного. Если говорить о Бандере, то тут Янукович ответил еще более загадочно: мол, поживем-увидим, каким образом я его статуса Героя Украины лишу.
Однако тут стоит обратить внимание на слова ближайшего соратника Януковича Бориса Колесникова, сказанные 15 февраля: «Вообще, лишают каких-то военных наград или званий только в том случае, когда человек получил эту награду и стал преступником. А здесь ситуация, когда человек мертв. Мы не одобряем, что ему присвоили звание Героя. Но поднимать вокруг этого шум не хотим». Намек более чем прозрачен. В Партии регионов не хотят консолидировать электорат Тимошенко какими-то резкими движениями, ущемляющими интересы Западной Украины. В общем и целом, мы пока видим несколько иного Януковича. Более осторожного, более взвешенного. Более похожего на Кучму, старающегося играть и на Россию, и на Запад. Это покажется смешным, но за подобную мудрость Янукович должен благодарить именно «оранжевую» революцию. Научившую искусству политики и компромисса. Показавшую, что донецкой твердолобостью и откровенными фальсификациями можно добиться мало.
Продемонстрировавшей, что надо ориентироваться на всю страну, а не только на конкретные родные области. Янукович также понял, что на самом-то деле у него нет друзей. Как внутри страны, так и в братской России. Все преследуют только свою выгоду. И едва стоит Януковичу упасть – как рядом он увидит только несколько человек, на которых можно положиться. А тот же Путин повернется спиной, поскольку у России есть национальные интересы. Никто дешевый газ за красивые глаза, русскую речь и донецкие корни поставлять Украине не будет. Это, похоже, Янукович уже понял. Конечно, возможно все вышеизложенное – это только обманчивое впечатление. И едва 25 февраля пройдет инаугурация, Янукович начнет откровенно пророссийскую политику. Станет президентом только одной части Украины. За что ему будет крайне благодарна Тимошенко, возглавив реванш Западной и Центральной Украины. То есть, по сути, став Януковичем после победы "оранжевых". Но должен же опыт чему-то человека научить? Ведь Янукович не хочет повторить судьбу Ющенко, разъединившего страну, ушедшего в небытие украинской истории с одними проклятьями в спину? Думается, Януковичу хотелось бы стать таким себе объединителем всей Украины. Вторым Богданом Хмельницким. А вот хватит ли мудрости – покажет время...
Комментарии