"Система образования» или «Случайное недоразумение»?

На модерации Отложенный

О «системе образования» говорят все – родители и дети, учителя и ученые…

Попытка вникнуть в суть этих разговоров обескураживает.

Возникает совершенно «крамольный» вопрос:

А есть ли у нас «система» образования?

 

1. Чего ждем?

 

Вопрос о том, что такое «система образования» на первый взгляд кажется не таким уж сложным. Любой из нас, вероятно, сказал бы нечто, близкое тому, что говорится в словарях и энциклопедиях. Что-то вроде: «системы передачи знаний, обеспечивающей преемственность поколений».

И да второй, третий и ещё какой-нибудь особенно искушенный взгляд мало чем дополнит это определение. Разве что нам захочется вдобавок отметить, что передача знания в «системе образования» должна не только готовить к жизни сегодня, но и к изменениям в этой жизни завтра, что в этой системе просто «учение» должно быть связано со стремлением «обучения учению». Да еще, пожалуй, что знания эти должны быть упорядочены, систематизированы.

 

2. Что имеем?

Стоит открыть основной документ (Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992 N 3266-1), которым руководствуется системообразующее ведомство (Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России), как сразу все запутывается.

Открываем. Читаем:

«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)».

 

Простите, но я как-то сразу и всё перестал понимать.

Зачем нам нужно образование?

Какую цель перед «процессом» ставит законодатель?

Чем «образованный» человек, член общества и гражданин государства, должен отличаться от необразованного?

 

Из определения ясно одно – цель образования в получении документа о достижении какого-то «уровня». И, таким образом, главная цель этого образования – вписать «бумажного» человека в систему «бумажных» (т.е. бюрократических) координат.

К живым реальным людям бумага, именуемая «Законом об образовании», никакого отношения не имеет.

 

Закон принимался в 1992 году, хасбулатовским еще парламентом, которому было не до «мудрствований», и опубликован 10.07.1992, когда всем нам было не до этого Закона. И множество редакций Закона, вплоть до последней, опубликованной 27.12.2009 и вступившей в силу 29.01.2010,  ничего не меняет.

Более того, дополнения к Закону с 1992 года до сегодняшнего сводятся к введению все новых отдельных «образовательных стандартов», которые только усугубляют картину. Из совокупности этих бумаг складывается совершенно неупорядоченная и противоречивая – прямо-таки «лоскутная» - картинка.

Все «образовательные стандарты» вместе взятые совершенно не укладываются в одной отдельно взятой голове. Могу взять на себя смелость предположить, что они просто не могут уместиться ни в голове министра, ни в голове депутата, ни в голове учителя, ни голове родителя, ни – тем более – в голове ученика. Более того, осмелюсь предположить, что человек, добросовестно попытавшийся «усвоить» всю «бездну премудрости», предписанную чиновниками Минобра, автоматически становится пациентом психиатра.

Реальности существования той отрасли российской бюрократии, которая официально именуется "системой образования", сводятся к некоторой имитации учения. Результатом "образовательного процесса" оказывается при этом приобретение документа (Диплома, аттестата и т.д.).  И с каждым годом то, что написано в этом документе, имеет все меньше и меньше отношения к тому, что знает и умеет его обладатель.

Конечно, существует некоторое количество энтузиастов (ученых, учителей, ролителей, детей), готовых получать образование вопреки всем "системным недоразуменям" официально существующих организаций, именуемых в России "образовательными учреждениями". Но их мало, а скаждым днем становиться ещё меньше.

 

3. Куда идем?

 

Разумеется, печальная история с «реформой образования», о которой всё время твердили сначала большевики, потом их правопреемники – вплоть до «суверенных демократов» – мало отличается от истории всех прочих российских реформ. Последствия, как мне кажется, печальнее.

В недореформированную российскую жизнь, экономику и политику мы ещё как-то можем встроиться. В недореформированной российской системе образования с ее бумажными реалиями всем нам с детьми и внуками нашими, похоже, совсем нет места.

 

Существует ли альтернатива существующей «системе», при ближайшем рассмотрении оказывающейся нагромождением «случайностей», «образования», оборачивающегося «недоразумением»?

 

Для кого-то это образование за границей…

Для кого-то образование в Интернете

Для кого-то домашнее образование…

Что ещё?