Выдавать деньги, за неимением лучшего, пока будут по 11 старым федеральным целевым программам (ФЦП), в основном, авиационной и космической направленности. Но финансирование их будет резко увеличено с запланированных на 2011 и 2012 годы 138,9 и 114,6 млрд рублей до 290,5 и 349,6 млрд соответственно.
Вместо 54,8 млрд. в 2011 году рублей Федеральная космическая программа может получить 76,1 млрд, а в 2012 году – аж 104,6 млрд. Финансирование ФЦП «Развитие электронной и компонентной базы и радиоэлектроники» уже в следующем году вырастет почти в 5 раз, а в 2012 году – почти в 6 (см. таблицу).
Проблема в том, что по ныне действующему бюджетному плану сокращение инновационных расходов бюджета должно составить 8,9%, 17,2% и 5,8% соответственно в 2010, 2011 и 2012 годах. И в последний год трехлетки они будут на 20% меньше, чем записано в «Стратегии-2020», пишет в материалах к заседанию министр Эльвира Набиуллина. А потому надо забыть консервативные настроения и залить инвестиционный голод деньгами из казны.
Но тут на совещании у Путина встретились два одиночества. Минфин в это же самое время уговаривает его сделать все, чтобы сократить бюджетный дефицит (с 6,8% в 2010 году – до 3% в 2012). У самого премьера при этом тоже есть пожелание: не снижать, а, напротив, наращивать объем социальных и пенсионных выплат.
Пока в трехлетнем бюджетном плане записано, что «под нож» пойдет все остальное, и инновации в том числе.
Источник Slon.ru в Минфине говорит
Прямая речь «Мы не считаем необходимым вносить в Госдуму отдельное инновационное приложение к бюджету текущего года» Источник в Минфине
об инновационном докладе Минэкономразвития:
У нас есть существенное возражение по бюджетным инициативам [Минэкономразвития]. В 2010 году бюджетный процесс будет носить непростой характер. Мы пока не считаем необходимым вносить в Госдуму отдельное инновационное приложение к бюджету текущего года. Мы готовы сделать специальную обширную справку, дополнение к пояснительной записке к бюджету. Но менять сейчас структуру самого бюджета, дополняя его еще одним разрезом, неразумно.
Относительно бюджета 2011 года нужно понять, насколько будут учтены предложения Минфина по повышению эффективности бюджетного процесса. И какую конфигурацию, в конечном итоге, будет иметь этот бюджет. Если он будет сгруппирован вокруг ДЦП (долгосрочных целевых программ – Slon.ru) и проектов ОНДП (основных направлений деятельности правительства – Slon.ru), то не появится необходимости в «инновационном» приложении. Если будет иметь сегодняшнюю структуру – возможно, это потребуется. Но тогда надо понимать, как именно будет работать это приложение.
закрыть
, что его ведомство не собирается менять свое мнение – никакого отдельного «инновационного приложения» к бюджету не запланировано. Денег на эти роскошества как не было, так и не появилось. И не появится, пока не будет приняты предложения Минфина по кардинальному изменению структуры бюджета, которая, наконец, обяжет всех отчитываться о достигнутых за казенных счет результатах, а значит, сделает траты эффективными.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ЗАПУТАЛОСЬ Минэкономразвития соглашается, что до сих пор траты на инновации были неэффективными. Но обещает с этим безобразием, творящемся в инновационном хозяйстве, разобраться.
Правительство за последние годы успело написать слишком много «стратегических документов разного уровня» про инновации, пишет Путину Эльвира Набиуллина. Они часто противоречат друг другу, да к тому же устарели: показатели, записанные в них, никак не могут быть достигнуты из-за кризиса.
Но дело не только в наслоении исторических пластов программ, планов и стратегий. Необходимой согласованности нет даже между документами, которые правительство и, например, президентская комиссия по модернизации и инновациям, готовят сегодня.
Практически не связаны друг с другом так называемые «критические технологии и приоритеты основных направлений развития науки и техники» (проект указа о них готовит Минобрнауки) и президентские технологические приоритеты. Различные государственные программы, по мнению главы Минэкономразвития, «пересекаясь, конкурируют друг с другом за государственное финансирование». Оттого и антикризисный пакет был не очень эффективен. Глава Минэкономразвития считает, что «поддержка была направлена на решение краткосрочных финансовых проблем предприятий и имела слабый инновационный эффект».
Правда, лечить неэффективность Набиуллина предлагает старыми, почти дедовскими средствами: налоговыми льготами для инновационного бизнеса, изменениями в законодательстве о госзакупках и тем самым мощным увеличением бюджетных расходов.
УРАВНЕНИЕ ДЛЯ ПУТИНА С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ Все опрошенные Slon.ru чиновники полагают, что денег может и не быть, а значит, никто и не будет заниматься инновациями.
Даже
высокопоставленный сотрудник Минэкономразвития констатирует
Прямая речь «Окончательное решение будет зависеть от позиции Минфина, а она часто не совпадает с точкой зрения Минэкономразития» Источник в Минэкономразвития
о финансировании инновационных программ:
Сейчас сложно сказать, насколько велика вероятность того, что дополнительные деньги найдут. Мы представили свои предложения, они все достаточно взвешенные, и лишнего никто не просит. Во многом окончательное решение будет зависеть от позиции министерства финансов.
По финансированию федеральных целевых программ у Алексея Леонидовича Кудрина часто бывает своя оценка и она не всегда совпадает с позицией Минэкономразвития. Но мы надеемся, прежде всего, на понимание того, что без должной поддержки инновационных отраслей возможности перестроить экономику страны, переориентировать ее на развитие науки, выпуск высокотехнологичной продукции становится невозможным.
У премьер-министра есть понимание важности госрасходов по этим статьям и он продемонстрировал на заседании комиссии в среду [1 марта], что готов поддерживать идеи о повышении эффективности бюджетных трат на инновации.
В какой степени эта возможность есть у бюджета, думаю, мы скоро поймем. Но я хотел бы напомнить, что деньги на космическую и ядерную ФЦП – дополнительные деньги, – нашлись даже в прошлом кризисном году.
Наше министерство сейчас вообще готово активизировать работу по развитию инновационной составляющей экономики. Мы сейчас будем совместно с Минобрнауки разрабатывать стандарты и определения для термина «инновации»: выяснилось,что далеко не все понимают, что это такое. Кроме того, повышение эффективности системы госзакупок и ориентация ее на контракты с производителями инновационной продукции – это тоже наш приоритет. И, думаю, соответствующие поправки в закон о госзакупках мы внесем. Я вам напомню цифру, о которой говорила наш министр – 4 трлн руб., столько уходит на программу закупок, 600 млрд руб. — это крупные контракты. Потенциал для финансирования инноваций здесь очень серьезный. Разумеется, мы рассчитываем на увеличение целевого финансирования, но если с ним не получится, будем искать другие возможности.
закрыть
, что теперь все зависит от Минфина, а Минфин этот часто с Минэкономразвития не согласен.
Источник в аппарате правительства,
Прямая речь «Не предполагалось, что на комиссии будут приниматься какие-то резкие решения» Источник в аппарате правительства
об инновационном докладе Минэкономразвития:
Это было первое, во многом ознакомительное заседание [правительственной комиссии по инновациям] в таком «повышенном» статусе. Не предполагалось, что будут приниматься какие-то резкие решения.
Совершенно здравая идея [Минэкономразвития] относительно усиления горизонтальной координации. Это надо начинать делать прямо сейчас, увязывая все [имеющиеся проекты] в рабочем режиме. По частям, вероятней всего, будут обсуждаться предложения ведомства в течении нескольких месяцев, с тем, чтобы в июне уже иметь готовые карты всех инновационных проектов и понимание, как именно будет организована работа по их реализации.
По увеличению бюджетного финансирования разговоры идут давно. Там сложная структура затрат бюджетных, взносы в уставные капиталы компаний, капитальное строительство по как бы инновационным объектам. Больше трети расходов, по сути, к стимулированию инноваций вообще отношения не имеют.
Все зависит сегодня от динамики роста или падения ненефтяных доходов бюджета. Если будет существенный рост в первой половине 2010 года, можно позволить больше денег дать на инновационные ФЦП. Если нет – надо понимать, что придется иметь дело с теми ресурсами, которые запланированы сегодня.
закрыть
знакомый с итогами заседания комиссии Путина, утверждает, что никаких решений ни по поводу увеличения инновационных расходов в 2011 и 2012 годах, ни относительно других предложений Минэкономразвития принято не было. По его мнению, предложения ведомства раздробят на несколько отдельных блоков и будут до лета по частям обсуждать на заседаниях комиссии и межведомственных совещаниях. Но, по его же словам, правительству все равно придется принять в самое ближайшее время какой-то план своей инновационной деятельности: его заказал президент Медведев.
Но до июля, когда в правительстве традиционно проходят первые масштабные совещания по параметрам бюджета следующего года, премьер должен будет принять решение. Если ему нужна модернизация за бюджетные деньги, то нынешний план (сокращаем дефицит – сохраняем социальные расходы) для этого не годится. И какой-то частью этого уравнения политической и макроэкономической стабильности ему придется пожертвовать.
Пока премьер совершенно четко давал понять, что политическая стабильность для него на первом месте. В четверг, 4 марта, он заявил, что правительство не откажется от индексации пенсий и найдет нужные для этого 160 млрд рублей.