Чем иметь плохую контрактную армию, лучше иметь хорошую призывную?

На модерации Отложенный

В минувшее воскресенье гостями программы "Осторожно, история!" на радио "Эхо Москвы" стали военный обозреватель Александр Гольц и полковник ГРУ в отставке, член Общественного совета при Министерстве обороны РФ Виталий Шлыков. Начав с обсуждения "красной" даты 23 февраля, речь зашла о делах сегодняшних. Напомним, 5 февраля была утверждена новая Военная доктрина РФ, которую подписал и обнародовал президент Дмитрий Медведев. Одновременно с этим идет серьезная реформа Российской армии. И буквально на днях было неожиданно решено свернуть переход на контрактную армию. Что происходит с нашими Вооруженными силами?

О мужском празднике

александр гольц: Я не военнослужащий, но так или иначе уже 30 лет пишу о Вооруженных силах. Да, я хорошо знаю, что праздник выдуманный, что ничего победного 23 февраля не происходило. Но с другой стороны, я в этот день не о драпавших бойцах Дыбенко вспоминаю, а о своих друзьях, с которыми этот праздник отмечал в разных жизненных ситуациях.

виталий шлыков: Эмоции - вещь сильная, особенно в армии. Я вот, как разведчик, вспоминаю того же Штирлица, который в этот день картошку ел из камина - как такое выбросишь из памяти?

О Военной доктрине РФ

шлыков: Первые отклики говорят о том, что в доктрине нет ничего нового по сравнению со старой - примерно такая же, довольно поверхностная, как и в прошлый раз. На самом деле, обратите внимание: там введен огромный раздел по мобилизационной подготовке, чего не было в прошлой доктрине. Я специально подсчитал, сколько раз употребляется в доктрине слово "мобилизация" и "мобилизационный" - 35 раз. В прошлой доктрине было вдвое меньше. В то время как реформа армии предусматривает отказ от старой массовой мобилизационной системы, здесь все наоборот. В сущности предписывается быть готовыми перевести всю страну на военные рельсы. Всю экономику, все муниципалитеты. Но это мобилизационная система Советского Союза перед распадом, и она вступает в явное противоречие с той реформой армии, которая идет.

гольц: Я остаюсь при своем мнении, что это документ довольно бессмысленный. Целые страницы его посвящены дефинициям: чем "опасность" отличается от "угрозы", как "опасность" может перерасти в "угрозу". Я не думаю, что нам следует слишком большое внимание этой доктрине уделять. Она, на мой взгляд, просто вариант компромисса между противоборствующими бюрократическими кланами, и ничего более. Тем временем в стране идет реальная радикальная военная реформа - я бы сказал, пересматривается концепция защиты страны за последние 150 лет, условно говоря, начиная с милютинских реформ. А в доктрине она вообще не упоминается.

О внешних угрозах

гольц: У нас с угрозами в последние несколько лет наметилась довольно противная традиция: российские начальники вербализируют свое неудовлетворение тем или иным иностранным государством в военных терминах. Захотела Украина или Грузия войти в НАТО - тут же началась истерика про некие базы НАТО, на которых разместятся ракеты, подлетное время которых и так далее.... И это, конечно, усваивается населением. При этом не забывайте исторический опыт нашей страны, который сидит в мозжечке у самых разных людей: "Лишь бы не было войны", "Мы окружены", "Все о нас думают плохо и хотят урвать кусочек нашей территории". Я совершенно не согласен с теми, кто говорит о военной угрозе со стороны Китая. Угроза там есть, конечно, но носит не военный, а экономический характер. Если говорить о военных угрозах, единственное, на мой взгляд, что можно обсуждать всерьез, - это крах американской операции в Афганистане. И в этом случае агрессивный ислам перескакивает в слабые авторитарные режимы в Центральной Азии, с которыми у нас фактически нет нормальной границы. Вот это большая проблема. И, кстати говоря, здесь российская власть - редко я ее хвалю, - но здесь она действует совершенно рационально, создавая вот эти Коллективные силы оперативного реагирования. И не потому, что нам там нужен батальон таджикских войск, - это легитимная возможность вмешаться в тамошний внутренний конфликт на ранней стадии. Плюс мы еще помогаем коалиции там. Но опять-таки очень двойственным образом помогаем. С одной стороны, говорим, что помогаем, с другой стороны - истратили дикое количество денег, чтобы закрыть американскую базу в Киргизии. Там наша политика представляет собой странное сочетание рациональных подходов и различных вариантов комплекса неполноценности, я бы сказал.

О профессиональной армии

шлыков: Уже больше 20 лет я говорю, что контрактная армия и профессиональная армия - разные вещи. И вообще вопрос этот - третьестепенный. Если бы у нас был хороший, профессиональный офицерский корпус и сержантский кадровый корпус, то любая армия у нас была бы эффективна. Конечно, я одобряю заявление Макарова (начальник Генштаба ВС России Николай Макаров заявил, что переход на профессиональную армию у нас "не получился" и что в этой ситуации в рамках реформы, которая сегодня идет, будет сокращаться контрактная часть и опять увеличиваться призывная часть армии. - "Неделя"), это правильное, реалистичное заявление. Чем иметь плохую контрактную армию (а хорошей у нас, опыт показал, не получается), лучше иметь хорошую призывную. Точнее, частично смешанную - контрактников на флоте, на кораблях, оставляют. Но в Сухопутных войсках в основном будут призывники. И это разумно. При этом, конечно, армию нужно сделать такой, чтобы люди ее не боялись. Думаю, министр обороны Сердюков как раз такую задачу и ставит, и поэтому совершает такой непопулярный жест, отказываясь от прежнего подхода, акцента на контрактников.

гольц: Я не столь оптимистично настроен на этот счет. Да, создавать контрактную армию начали плохо - не создав корпуса профессиональных сержантов, не создав хорошего офицерского корпуса. Вопросов нет - Макаров как раз и говорит о том, что мы пойдем к профессиональной армии через профессионального сержанта. Абсолютно правильная мысль. Проблема в том, что упущено время, когда можно было остановиться, повернуться. Штука ведь очень простая: уже в этом году количество 18-летних юношей составит то же самое количество, что и должностей в Вооруженных силах. Это означает, что для формирования призывной армии надо будет: а) или разрушить существующую систему образования, ликвидировать все отсрочки от призыва, и всех 18-летних отправить в наши Вооруженные силы; б) или вернуться к двух-, а может быть, трехлетнему сроку службы в армии; с) или втихаря сократить численность Вооруженных сил - мне очень хочется думать, что пойдут именно этим путем. Правда, зная печальный опыт предыдущих попыток реформ, могу предполагать, что некоторая часть генералитета сознательно ведет к коллапсу призывной системы с тем, чтобы в какой-то момент, когда начнется полный бардак, прийти к президенту и сказать: не получается. Надо все реформы сворачивать n

День защитника Отечества: спорный выбор даты

История праздника 23 февраля берет свое начало 28 января (15-го по старому стилю) 1918 года. В этот день, на фоне продолжающейся в Европе Первой мировой, Совет народных комиссаров (фактическое правительство Советской России) во главе со своим председателем Владимиром Лениным принял Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА).

В январе 1919 года советские власти вспомнили о приближающейся годовщине декрета Совнаркома об организации РККА. 10 января председатель Высшей военной инспекции РККА Николай Подвойский направил в Президиум ВЦИК предложение отпраздновать годовщину создания Красной Армии, приурочив празднование к ближайшему воскресенью до или после 28 января. Однако из-за позднего предоставления ходатайства решение не приняли.

Тогда инициативу празднования первой годовщины РККА взял на себя Моссовет. 24 января 1919 года его президиум, который в то время возглавлял Лев Каменев, постановил приурочить эти торжества ко Дню красного подарка. Этот день устраивался соответствующей комиссией при ВЦИК с целью оказания помощи сражающимся красноармейцам. День красного подарка был назначен на 16 февраля, но провести его в срок комиссия не успевала. Поэтому День красного подарка и День Красной Армии, приуроченный к нему, решили отметить в следующее после 16 февраля воскресенье, то есть 23 февраля.

В 1920-1921 годах День Красной Армии не отмечался.

27 января 1922 года Президиум ВЦИК опубликовал постановление о 4-й годовщине Красной Армии, в котором говорилось: "В соответствии с постановлением IX Всероссийского съезда Советов о Красной Армии Президиум ВЦИК обращает внимание исполкомов на наступающую годовщину создания Красной Армии (23 февраля)".

В 1923 году в постановлении Президиума ВЦИК, принятом 18 января, говорилось: "23 февраля 1923 года Красная Армия будет праздновать 5-ю годовщину своего существования. В этот день, пять лет тому назад, был опубликован Декрет Совета народных комиссаров от 28 января того же года, которым было положено начало Рабоче-Крестьянской Красной Армии, оплоту пролетарской диктатуры". Однако это заявление не соответствовало истине, так как упомянутый декрет был напечатан в центральных газетах почти сразу после его принятия.

10-ю годовщину РККА в 1928 году, как и все предыдущие, отмечали как годовщину декрета Совнаркома об организации Красной Армии от 28 (15) января 1918 года, но саму дату издания, вопреки истине, связали напрямую с 23 февраля.

В 1938 году в "Кратком курсе истории ВКП(б)" была изложена принципиально новая версия происхождения даты праздника. В книге утверждалось, что в 1918 году под Нарвой и Псковом "немецким оккупантам был дан решительный отпор. Их продвижение на Петроград было приостановлено. День отпора войскам германского империализма - 23 февраля - стал днем рождения молодой Красной Армии". Позднее в приказе наркома обороны СССР от 23 февраля 1942 года формулировка была изменена: "Молодые отряды Красной Армии, впервые вступившие в войну, наголову разбили немецких захватчиков под Псковом и Нарвой 23 февраля 1918 года. Именно поэтому день 23 февраля был объявлен днем рождения Красной Армии".

В 1951 году в "Истории гражданской войны в СССР" написали, что в 1919 году первая годовщина Красной Армии праздновалась "в памятный день мобилизации трудящихся на защиту социалистического Отечества, массового вступления рабочих в Красную Армию, широкого формирования первых отрядов и частей новой армии".

В Федеральном законе от 13 марта 1995 года N 32 ФЗ "О днях воинской славы России", 23 февраля носит официальное наименование: "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии в 1918 году -День защитников Отечества".

В соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ "О днях воинской славы России" Федеральным законом от 15 апреля 2006 года, из официального описания праздника исключены слова "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)", а также изложено в единственном числе понятие "защитник".

Мнение читателя

Что мне всегда было непонятно в праздновании 23 февраля? Никогда: ни до хрущевской "оттепели", ни после, вплоть до наших дней, ни в официальных докладах, ни в художественной литературе, короче, нигде не назывались (не конкретизировались) ни рамки операции по "разгрому немецких войск под Псковом и Нарвой", ни руководители и участники этих боевых действий, ни рубежи обороны и наступления, ни временные рамки операции. Нигде не говорилось, а что же происходило дальше: 24, 25, 26... февраля и далее на этих двух направлениях.

Поэтому считаю, что для празднования Дня защитника Отечества больше подошел бы какой-то другой день, более памятный в народе. Я бы предложил День защитника Отечества праздновать 4 ноября, т.е. объединить в этот день два праздника и тем самым повысить значимость даты: символы спасения Отечества в этот памятный день 1612 года уже много поколений наших людей видят на Красной площади. А чтобы усилить значимость для современного человека, можно было бы справа и слева от гражданина Минина и князя Пожарского поставить памятные стелы, отображающие подвиг защитников Отечества в двух Отечественных войнах - 1812 и 1941-1945 гг. Такие вот мыслипришли в голову после прочтения публикации в "Неделе".

С уважением

Ю.В. Житенёв, военный пенсионер

Как вы считаете, России нужна призывная или контрактная армия?

"Сегодня нужна и призывная, и контрактная. Необходимо также увеличить срок службы по призыву. За год вряд ли чему научат. 5-6 месяцев в учебном подразделении (учебке) плюс стажировка в войсках. А тут и год прошел, когда же непосредственно служить?"

Кладовщик из Москвы, 48 лет

"По контракту должны служить офицеры, а также военнослужащие, проходящие службу на некоторых должностях, определяющих боевую способность (младший командный состав, механики, водители, другие специалисты). Вместе с тем стрелки, номера расчетов и другие должны служить по призыву. Обслугой могут быть либо "альтернативщики", либо вообще гражданские в зависимости от специфики (части тыла или постоянной готовности)".

Замруководителя из Кирова, 43 года

"Армидолжна развиваться интенсивно, а не экстенсивно. Как говорил Суворов: "Не числом, а умением".

Главный бухгалтер из Москвы, 54 года

"Конечно же контрактная! Посмотрите, кто входит в число призывной: неадекватные гопники, у которых не хватило ума поступить в вуз или "откосить" от армии, редко вполне нормальные личности, которые за время службы изрядно деградируют... Так или иначе, наша призывная армия в случае войны будет неспособна даже автомат зарядить, отсюда и вопрос: "Зачем нашей стране такая армия?"

Специалист по рекламе из Москвы, 24 года

Как вы считаете, существует ли реальная военная угроза для России?

"Несмотря на разный внутренний строй, идеологию и политику России, на нее всегда почему-то с ненавистью смотрят "соседи" и со страхом дальние "партнеры". Беда России в ее постоянном поиске друзей и партнеров".

Начальник отдела из Москвы, 50 лет

"Военная - нет, а культурная, интеллектуальная - да, сами себя изживем, даже стрелять не надо ни в кого!"

Специалист по МФСО из Ростова-на-Дону, 25 лет

"Угроза для России будет всегда. Имеешь мировые кладовые природных ископаемых - защищайся от грабителей, а то получишь увесистую затрещину..."

Главный специалист из Москвы, 48 лет

"На анный момент - нет. Но паровоз на запасном пути давно пора обновить!"

Начальник отдела из Самары, 50 лет