Золото в обмен на продовольствие: Россия идет в КНДР
Министр природных ресурсов и экологии Магаданской области Владимир Митькин сообщил, что российская компания «Северные прииски» начинает разработку месторождения золота в северокорейской провинции Южный Хамген.
При этом, это первый подобный проект российского капитала в КНДР и, вероятно, не последний, поскольку эта страна обладает значительными запасами полезных ископаемых.
Крупный специалист по КНДР, корееведКонстантин Асмолов констатирует, что Северная Корея очень заинтересована в таких контрактах с Россией и тем самым пытается обеспечить себе свободу маневра для определенного политического лавирования.
Например, эту роль выполняли межкорейские контакты, которые они пытались развивать. Однако, благодаря политике экс-президента Южной Кореи Ли Мён Бака практически все экономические площадки, в том числе те, которые планировались под межкорейское сотрудничество, оказались заняты Китаем», — отмечает Асмолов.
Понятно, что такое активное проникновение Китая на рынки КНДР несколько напрягает северокорейское руководство, вследствие чего власти КНДР пытаются, естественно – по мере своих возможностей, диверсифицировать эту ситуацию.
«В этом смысле, что какая-то из наших компаний преодолела уровень договоренностей и начала заниматься конкретным делом – это очень хороший знак», — резюмирует Асмолов.
С другой стороны – необходимо посмотреть, как будет развиваться этот процесс и насколько долго он продлится, ведь пока не ясно, заключен ли полный пакет необходимых договоренностей и когда начнется реализация проекта.
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока Сергей Сазонов отмечает, что Северная Корея – это очень бедная страна, которая физически не может выжить без иностранной помощи, в таком случае там был бы «голод», как у нас в 1932 году.
«Дело в том, что 95% финансовой и продуктовой помощи КНДР идет из Китая» — констатирует Сазонов.
На сегодня Китай – это то государство, в чью орбиту сегодня втянута Северная Корея. С Россией у нее минимальные экономические отношения, поскольку КНДР – это та страна, которая всегда готова получать помощь от доноров, поэтому устанавливать с нею какие-то плотные отношения – дело не дешевое.
Нам было бы интересно объединить транскорейскую магистраль с Трансибом, но при текущих отношениях между двумя Кореями – это дело практически невозможное, а так выход Трансиба до порта Пусан – пятого по величине в мире, проект крайне перспективный, но через минные поля поезда не ходят.
Поэтому нам неинтересно сотрудничество с КНДР в экономическом плане – они практически ничего нам не могут предложить, так что, все наши экономические контакты в основном вызваны политической составляющей взаимоотношений между нашими странами.
Что выйдет из этого проекта – вопрос сложный, но если КНДР просто оплатит работу нашей компании, то почему нет, хотя денег у них нету, очевидно, что это дело будет оплачиваться сложной системой взаимозачетов.
Комментарии
Санкционные законы США запрещают импорт материалов из Северной Кореи. Но как обычно они запрещают другим странам, свои же компании нарушают эти законы.