Капитализм сегодня и завтра.

На модерации Отложенный

№1. ОСНОВНЫЕ  ПРАВИЛА КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ  ИГРЫ. ЕСЛИ ВСЕ СТАНУТ БОГАТЫМИ - КТО БУДЕТ РАБОТАТЬ ?

Источник всякого богатства , помимо богатств природы, -человеческий труд. Подпирающие небо билдинги и скромные деревенские избёнки,  трансатлантические лайнеры с  бассейнами,  теннисными кортами на палубах и рыбацкие шаланды, колымаги и шикарные лакированные лимузины с барами, видеотелефоном и даже ванной, современный суперкомпьютер,  детская колыбель-всё  создано трудом человека, его мозгом, нервами, руками.

Да только значительная часть этого несметного богатства,  добытого  тяжким трудом, - испокон веков безвоздмезно присваивается и будет присваиваться,  и отнюдь не самим производителем этого богатства,  а тем,  у кого оно накапливается, делая его ещё богаче.Механизм такого присвоения различен, зависит от степени развития общества. Богатые люди только потому и живут на земле, что рядом есть бедные, которые и должны всю жизнь работать,  добывая необходимые средства существования не только для себя, но и для всего общества,  включая производство предметов роскоши для богатых.

Естественно, богатые, чтобы сохранить свой статус, оставаться богатыми, должны заставлять бедных работать на себя.Так было,  есть и должно оставаться. Иначе, если все будут богатыми, кто же станет работать, производить необходимые для жизни всего общества средства существования-выращивать скот, выпекать хлеб, строить дома, делать милицейские дубинки и наручники, доставать со дна моря жемчуг, из-под земли алмазы? Кто?

В стремлении богатых ответить на этот непростой вопрос и возникло государство.Его главная задача с первых же дней существования,  помимо охраны от чужеземных грабителей, -вынуждать бедного постоянно работать на богатого. Ни один человек в мире не станет же делать это добровольно. А чтобы насильно заставить, прнудить, создали постоянно действующий и постоянно совершенствующий главный инструмент власти,  без которого она и не власть вовсе,  а что-то такое аморфное, обречённое на гибель, - создали аппарат насилия: тюрьмы, милицию, криминальную, политическую и налоговую полиции, жандармерию, особые войска, ОМОН и пр.

Кроме того, за счёт производителя же, учредили постоянно усложняемые бюрократические структуры (по существу, филиалы того же аппарата насилия) для выработки таких законов, которые позволяли бы богатым отнимать у бедняка как можно больше,  но безнаказанно. В зависимости от производительности труда методы принуждения и давления на бедных, следовательно,  законы и формы государственности, на протяжении веков менялись, но суть осталась прежней: все будут богатыми, кромебедных...

ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ: ЖИТЬ- ЧТОБЫ РАБОТАТЬ

При рабовладельческом строе производителя- раба-принуждали работать палками, плетьми, грозами распять, бросить в клетку льву или просто отрубить голову.У рабов было только одно право выбора: работать или умереть. Они жили только для того, чтобы работать. Они рождались рабами и умирали рабами. Раб был собственностью господина, частью его имущества, наравне с домом,  повозкой, лошадьми и баранами, которая по  праву принадлежала только хозяину,  рабовладельцу,  и тот волен был делать с ним всё, что приходило в голову- продать другому  рабовладельцу,  в гладиаторы,  заложить или убить.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ: РАБОТАТЬ-ЧТОБЫ ЖИТЬ

Работу человеческой мысли не остановить,  даже если она прнадлежит рабу, который хочет жить. Особенно интенсивно она работала над облегчение физического труда,  над совершенствованием орудий труда и приспособлений,  следовательно, - над повышением производительности труда. Это процесс прежде всего был выгоден богатому:  он быстрее обогощался. Но ему хотелось ещё быстрее, ещё больше. И малопроизводительный труд раба постепенно становился невыгодным для богатого,  преградой на его пути к обогащению, тормозом развития общества в целом...

С ростом общественной производительности и связанного с этим разделения труда растёт товарная торговля,  появляется много различных дорогих,  а потому престижных предметов роскоши, доступных только  богатым. Для удовлетворения аппетита и поддержания статуса или, как теперь сказали бы - имиджа ,  у богатых появляется заинтересованность в повышении производительности  рабского труда. Однако такой труд достиг предела,  за которым не может быть движения к обогащению богвтых и всего общества, вместе с ним и рабовладельческого государства.

Рабовладельцам открылась простая истина:  при  одних и тех же условиях производительность подневольного труда всегда на несколько порядков ниже,  чем производительность,  в основе которой есть пусть даже и небольшая материальная заинтересованность. Выходит,  богатому надо не только отпустить раба на свободу,  но и делиться с ним  богатством. Однако быдный тогда сможет стать тоже богатым ?.. В поисках решения этих сложных вопросов,  определения дисстанции между богатым и бедным, устойчивого баланса между богатством и бедностью и пришло на смену рабовладельческому.....

ФЕОДАЛЬНОЕ  ГОСУДАРСТВО

Теперь методы принуждения меняются:  от физического - к экономическому. Раб получает относительную свободу и право на жизнь, которой богатый по закону( не всегда строго соблюдаемому) не может свободно  распоряжаться.Во владении богатого остаётся только феод:  имущество, поместье, земля, постройки, скот, но не работник.Он владелец только феода, он только феодал. К тому же ещё и вассал, состоит на службе у более крупного феодала,  у сюзерена-сеньора, герцога, барона или графа,  одарившего его за службу феодом, за который надо платить. Личная зависимость бывшего раба от господина значительно уменьшается. Он может иметь участок земли,  арендованный у феодала, семью,  не спрашивая на то  ни у кого разрешения.

В обмен на такие послабления и формальную свободу,  бедняк обязан был отдавать часть урожая своему господину и "благодетелю",  другую часть- господину господина, сюзерену,  именуемому государством,  третью часть церкви. Всем,  что после такого дележа остаётся,  бедняк вправе распоряжаться по своему усмотрению. Поэтому он кровно заинтересован в более продуктивной работе,  чем раб,  и вынужден работать больше раба,  потому что только в таком случае больше заработает на содержание себя и своей семьи,  о пропитании которой должен сам теперь заботиться. Правда,  при всём при том,  больше отдаст господину, сюзерену, церкви, но и себе чуть больше достанется.

При таком  экономическом раскладе каждая сторона выигрывала:  для бедняка принцип "жить , чтобы работать" сменяется более  гуманным принципом- " работать, чтобы жить". Для феодалов же увеличилась прибыль,  получаемая с земли и отбираемая у бедняка. И опять же правила экономической игры узаконивались такие,  чтобы бедняк всегда оставался бедняком,  а богатый -богатым. Бедняка обкладывали такими налогами и штрафами, что ему едва хватало на поддержание хозяйства, выращивание нового урожая,  а на прокорм семьи оставалось ровно столько, сколько нужно, чтобы не умереть с голоду.

Конечно,  при такой системе возможны были отдельные случаи( и они известны истории),  когда некоторые бедняки всякими правдами и неправдами умудрялись скопить деньги и полностью откупиться от феодала,  подняться на следующую ступеньку социальной лестницы. Но такиее редкие исключения только подтверждали  незывлемость основных правил игры,  даже делали их более эффективными,  понуждая бедняка вкалывать ещё интенсивнее, производить ещё больше продуктов в надежде избавиться от кабалы..

Причём методы экономического принуждения,  приёмы выкачивания прибыли из беднякаЮто есть,  соответствующие законы, постоянно менялись,  совершенствовались, делались  вроде бы мягче,  как сказали бы сейчас- демократичнее,  но суть этих законов во все века оставалась и остаётся одна:  заставить бедняка неизменно повышать производительность труда,  работать интенсивнее, чтобы получать от него  побольше прибыли и чтобы он всегда оставался беднее богатых.

На первых ступенях развития феодальной системы бедняк обязан был сначала  отработать определённое количество лучших для полевых работ дней в году на поле господина, потом на полях государственных и церуви,  в оставшееся же время отрабатывал свою землю. Но вскоре феодалы заметили,  что на своём-то поле работник всё равно трудится гораздо продуктивнее, производит больше. Так пусть же, - решили они, - он работает всё лето только на своём поле. Они даже прибавили ему земли.Но только за это потребовали отдавать им часть произведённой продукции, предметов потребления.

ТАКИМ ОБРАЗОМ,  ТРУДОВУЮ ПОВИННОСТЬ ЗАМЕНИЛИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ

Смотри продолжение... № 2