Плач о нобелевском пармезане
Итак: Светлане Алексиевич присуждена Нобелевская премия. Впервые с 1987 года «Нобелем» награжден русский писатель. И вот: общество проходит проверочку этим фактом.
Результаты удивительны. Власть на Руси, оказывается, несколько продвинулась от обстоятельств присуждения Нобеля Пастернаку и Солженицыну к пушкинской формуле «единственный европеец — правительство». По крайней мере, министр культуры РФ Мединский (уж точно не разделяющий взгляды Алексиевич!) — позвонил писательнице и поздравил ее. А пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, будучи немедленно спрошен прессой о событиях на Украине в оценке Алексиевич, сдержанно ответил: «По всей видимости, Светлана просто не располагает всей информацией» (и это была самая умная из возможных реакций!).
А вот общественность от принципа 1950-х: «Мы Пастернака не читали, но скажем…» — уходить не согласна. В правой прессе 8—9 октября произошел просто информационный взрыв.
Юрий Поляков, главный редактор «Литгазеты»: «Это чисто политическая акция» (книги Алексиевич прозаик оценил как «такое имманентное фрондерство»). Эдуард Лимонов: «Нобелевская премия мало интересна с точки зрения литературы. …Сейчас это как конкурс «Мисс Вселенная» — король, королева, фраки и третьеразрядные авторы — политическая вульгарность». Газета «Взгляд»: «Если считать, что Алексиевич дали премию как писательнице на русском языке, то, если считать ее творчество нижней планкой, Нобелевскому комитету придется лет двадцать выдавать по десять премий в год, чтобы наградить всех, кто пишет не хуже». (В начале текста колумнист признается, что единственная его личная ассоциация с Алексиевич — афиша спектакля «У войны не женское лицо».) Сайт «Свободная пресса»: «По Алексиевич, мы — фашисты, бандиты, стукачи, палачи, иногда жертвы или идиоты с томиком Солженицына под мышкой… Это такой сильно ношеный секонд хэнд из мифологии, которую принято называть либеральной. …Перед читателем не verbatim и не non-fiction, а беллетризованная публицистика, за которой проступает глобальная — пропагандистская — неправда».
Наконец, самый сильный в этом лагере писатель — Захар Прилепин: «Несколько раз я писал об этом в статьях: до тех пор пока Россия не претендует на звание сверхдержавы, ее нет. Я угадал. Большого ума не надо, чтоб это угадать... Поймите теперь: эта премия — она от колоссального чувства унижения. Сначала эта Олимпиада, потом Крым, потом фактически вычленили из территории Украины ДНР и ЛНР. Теперь Сирия. Бомбы из Каспийского моря летят, куда хотят. Куда прикажут, вернее. Надо же как-то ответить. И вот в качестве ответа выбрали самый нелепый, самый убогий вариант: дать премию хорошей журналистке, которая более всего славна своими даже для людей ее убеждений на удивление банальными интервью с припевом: «Россия всех убила, убила, убила, всегда всех убивала и будет убивать, остановите это зло, эти рабы, они никогда не перестанут быть рабами, там Сталин и попы, и вы знаете, чем все это заканчивается, и особенно я знаю».
Да неужели и Прилепин не читал у Алексиевич ничего, кроме недавнего интервью «Медузе»?
…Дело даже не в том, что кандидатом «на Нобеля» Светлану Алексиевич сделал в 2013 году выход книги «Время секонд-хэнд», которую она писала двадцать лет, — книги о тектоническом сдвиге в жизни и сознании «постсоветского человека», о жестоком проживании 1990-х, о нищете и унижении, о конце «красного проекта» и тысячах «маленьких людей», которые все держатся за обломки корабля и гибнут десятками в волнах нового времени.
С 2013 года — до Олимпиады, Крыма и ракет «Калибр» — имя ее всплывало в догадках и ставках каждую осень. Дело и не в том, что книги Алексиевич переведены на два десятка языков, что у нее был букет премий и до Нобеля, что ее «Чернобыльская молитва» (1997) набрала в мире суммарный тираж 4 млн экз.
Дело в качестве этой документальной прозы. В интонации. В цепкости слуха. И в ее героях.
Для каждой книги Алексиевич опрашивает 500—700 человек. Чернобыльские ликвидаторы, которые шли работать возле реактора с лопатами. Матери детей с такой врожденной патологией, что лучше ее всуе не поминать. Родители онкобольных детей («Вы понимаете, что такое семь лысых девочек в палате?»). «Самоселы» чернобыльской зоны, бежавшие в начале 1990-х из Таджикистана и Киргизии, их свидетельства, их боль — и то, что больше им идти некуда. (Она чуть не первая начала писать об этом в середине 1990-х!) Русская беженка из Сухуми, ее жизнь на московском вокзале 1993-го, среди десятков таких же (за одной Олей с очень простой русской фамилией приезжает родня, об этом объявляет вокзальный репродуктор. Другая Оля, с той же фамилией, узнав, что приехали не за ней, плачет в углу). Таджикские мигранты в Москве. Самоубийство маршала Ахромеева — и смерть седого защитника Брестской крепости в Бресте, на рельсах, в начале 1990-х (кто забыл взрыв свинства по отношению к ветеранам — пусть вспомнит, в прозе Алексиевич он сохранен). …Люди, которым в 1990-х не на что похоронить близких: тело лежит дома, его мажут марганцовкой. Отжимы квартир — и самоубийства, и рассказы детей жертв.
Кто выдержит 500—700 таких разговоров — тому исполать. Пока особо никто не пробовал.
Эти 500—700 интервью — сырье ее книг. Материал подлежит жестокой правке, структурированию, осмыслению. От одной судьбы — глава, от другой — строка. Все держится вместе волей автора, анализом и комментарием. Можно говорить о том, как автора «Времени секонд хэнд» подминает огромный материал. Гадать: а вышла ли она сама полностью из мира СССР? Но нельзя не заметить интонацию, женскую волю к детали. И главное: это плач над всеми и за всех.
Свидетельств о 1990-х больше, страшнее, честнее не собрал никто. Главный аргумент «державного лагеря» в споре с «либералами» о 1990-х: «Да вы плевать хотели на народ…»? Вот, пожалуйста, — человек, которому не плевать, человек, никогда не ходивший в стае, человек, усиливший своим диктофоном и своей прозой жестокий и немой опыт самых беззащитных.
И в ответ на успех этого человека (который многократно увеличит резонанс его прозы!) — подымается дружный стон. По неприличию вполне сравнимый с хоровым плачем о пармезане. И, к слову, выдающий глубокую до болезни внутреннюю зачарованность «оценкой Запада»: вы что, граждане, без нобелевской справки цену прозе Виктора Астафьева не знаете?
И еще: из-за агрессии в половине текстов глядит то же простодушное: «Мы не читали!»
…От Алексиевич не убудет. Удручает — дремучее неприличие публичной реакции «почвенников». После которой верить вышеупомянутым сайтам и их авторам не хочется ни в чем.
Так что главный вывод из этого залпа публикаций: почвенного лагеря у нас нет. Измельчали.
Комментарии
Вот дали в свое время премии Пастернаку и Солженицину... И кто их сегодня читает?
Пара сотен писак подобных статей и все? Кто из здесь присутствующих упивается их творчеством в реале?
Давать премию живому автору, вылезшему на политической волне - бред.
Ведь, к американец Марк Твен, французы Дюма (оба), Экзюпери, англичане Мор и Кэрролл, русский Достоевский и Чехов, пережили века...
А кто вспомнит через 20-30 лет про эту лауреатку? Да никто... Тогда какой это вклад?
"В Иркутской области запретили для прочтения детям и изъяли из библиотек «Карлсона», «Дюймовочку», «Колобка» и ряд других книг из-за содержащейся в них вредоносной информации, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на советника президента России Владимира Толстого." (с)
**Вот дали в свое время премии Пастернаку и Солженицину... И кто их сегодня читает?**
Ты просто не в той среде развивался.
Пастернака читают с удовольствием. Даже школьники 15-17 лет, 30 летние и 50 летние. Короче все поколения.
И ты Пастернака знаешь и с удовольствием слушаешь.
Носков "Свеча горела" https://www.youtube.com/watch?v=SzxhGVJsLKM
Или фильм , всех времен и народов, "Ирония судьбы или с легким паром"
Одна из центровых песен, неужели не слушал?
На послушай https://www.youtube.com/watch?v=n24BCHXB9V0
Или вот послушай стихотворения Пастернака, которые звучат в фильме "Доктор Живаго"
https://www.youtube.com/watch?v=-aStNDZ_ung
А ты знаешь, что "Ромео и Джульетта" ты читаешь преимущественно в переводе Пастернака, Гамлет тоже он перевел - ты хотя бы понимаешь какой это труд и уровень поэта?
А то завел старую песню - Пастернака мы не читали но ...
"Но кто мы и откуда,
Когда от всех тех лет
Остались пересуды,
А нас на свете нет?"
Как то мне не верит...
При поступлении в ВУЗ, выбрал свободную тему по поэтам серебряного века.
На выпускном в школе довел до слез комиссию, прочев полностью "Клевету" Ахматовой.
Могу и в свои годы прочитать наизусть сотни стихов Шевченко, Маяковского, Пастернака и Ахматовой.
Сам пишу стихи на двух языках...
Поэтому рассказывать мне, ху из Пастернак... не твое...
А от слов своих не отойду... 99,99% земного шара не сможет ни одной строчки Пастернака вспомнить, ни одного героя его произведений назвать. А нобелевку он получил не за то, что ты перечислил, а за "доктора Живаго", содержание и существование которого известно очень ограниченному кругу лиц..
Как то так.
А то ещё есть "Доктор Живаго"-вещь вроде и не длинная, но чрезвычайно нудная, из-за чего кажется, что просто бесконечная с какими-то дикими фантазиями к концу
**Вот дали в свое время премии Пастернаку и Солженицину... И кто их сегодня читает?**
А вот и ответ. Ты и читаешь.
**Пастернака и Ахматову читал и читаю.**
Шах и мат. Да, и ты не избранный, тебя родители обманули.
**Сам пишу стихи на двух языках...** Уволь меня.ХаХа.
Горить в огнi, та бiс дурiе
Велзевул, проклятий людьми,
Та бог, пiднятий до гори.
==========================================
В один вечерний час царь леса звал совет,
Чтобы решить кто прав, Козел или Баран.
С утра поссорились они за часть от поля,
Где выросла зеленая трава.
На сход пришел сам царь - великий мудрый Лев,
Глашатай Ворон и помощник Волк.
============================================
Найди продолжение этих стихотворений...
Когда не найдешь, я тебе отправлю...
Это будет подтверждением моих слов?
В 90-х я продавал стихи вместе с правами на них. Нужно было кормиться в Питере,
а предки помогать не имели возможности. Так что мои стихи публиковались под известными именами, пелись в песнях, иногда и сейчас звучат на радио.
Ты пытался усомниться, в правдивости моих слов:
**Сам пишу стихи на двух языках...** Уволь меня.ХаХа.
Видимо сейчас я занимаюсь бисерометанием, просто поэзия - единственная для меня больная тема. Не будь раньше глупым мальчиком, продавшим за гроши свои произведения, мог бы сегодня стричь дивиденды...
"поэзия - единственная для меня больная тема". AaaaAAооо! А Крымнаш, а ктоеслинеон,
дедывоевали?
"Это отрывки из моих произведений" Произведений, это только я вижу? :-)
"В 90-х я продавал стихи вместе с правами на них"
"мои стихи публиковались под известными именами, пелись в песнях, иногда и сейчас звучат на радио" Т.е. ты можешь ткнуть в любую песню и сказать что это твоя? Изобретательно.
"Нужно было кормиться в Питере" После этого я плакалЪ
"Не будь раньше глупым мальчиком, продавшим за гроши свои произведения, мог бы сегодня стричь дивиденды..." Собственно это и к твоей витуальной личности
относится и сейчас сынок.
Если это стихи то где рифма :-)?
Советник по культуре губернатора штата Аризона Райт требует исключить из обязательной школьной программы произведения фантаста Толкиена, поскольку они явно противоречат принципам ПК.
Уже в ближайшее время из школьной литературы должны исчезнуть более пятисот «плохих» слов:
такие как «бог» и «боже» - они слишком религиозны
«малыш» и «мальчишеская фигура» - как задевающие женщин
слова, которые содержат корень «мен», так как он оскорбляет женщин
«старина» — слово может быть расценено как указание на возраст, что недопустимо.
«посудомойка», «черт», «врожденный дефект», «книжный червь» и «слепой» могут нанести моральную травму читателю произведения...
Это далеко не весь перечень.
"...я очень прошу Вас, если у Вас есть ... какие-либо связи в Швеции, постараться сделать так, чтобы мне не присуждали этой премии. Может быть, Вы знаете кого-либо из членов, может быть, можете написать председателю, прося его не разглашать этого, чтобы этого не делали. Прошу Вас сделать, что Вы можете, к тому, чтобы они не назначали мне премии и не ставили меня в очень неприятное положение – отказываться от неё", - Лев Толстой.
Детские книги, запрещавшиеся и/или подвергавшиеся цензуре
1. "Красная шапочка" (Ш. Перро); наличие сцен насилия и жестокости.
2. "Белоснежка" (братья Гримм); наличие сцен насилия и жестокости.
3. "Приключения Тома Сойера" (Марк Твен); антипедагогическая книга.
4. "Приключения Гекльберри Финна" (Марк Твен); расизм.
5. "Хижина дяди Тома" (Г. Бичер-Стоу); расизм.
6. "Приключения Пиноккио" (К. Коллоди); наличие сцен насилия и жестокости, асоциальная книга.
7. "Алиса в стране чудес" (Льюис Кэрролл); "звери не могут курить и разговаривать человеческими голосами".
"Барон Мюнхгаузен", "Над пропастью во ржи" и "Ромео и Джульетта" запрещены из-за того, что "неверно ориентируют молодежь" (Мюнхгаузен врет, Колфилд асоциален, а любовники Ромео и Джульетта - несовершеннолетние). "Дневник Анны Франк" - за то, что там несколько раз употребляется ругательство "Проклятье!".
Марк Твен по числу запретов уступает лишь Рэю Брэдбе...
Заместитель министра образования Иркутской области Максим Парфенов заявил, что в районном отделе народного образования ему сказали, что таких распоряжений не подписывали. Он также сообщил, что документа, на который ссылался Толстой, не видел.
В министерстве культуры и архивов Иркутской области также опровергли факт изъятия детской литературы из библиотек. "Получив информацию, мы прозвонили районный отдел культуры и все качугские библиотеки, книги на месте", - подчеркнула собеседница агентства."
http://www.interfax.ru/russia/432397
Так что проблема кончилась не начавшись.
... и поэтому совершенно необязательно мазать грязью всех, кто субъективно не нравится.
Я спецом написал, что это слабость, посмотреть, как ты будешь меня на гамно разводить...
С тебя психолог - никакой.
А про ткнуть в любой... Я не могу ткнуть ни в какой. Потому что доказать этого не смогу.
А писать без доказательств - не мой удел.
А про качество выложенного... не тебе судить...
Вот про мой д.р. 22 декабря:
День на убыль, ночь на прибыль.
Вот пришла зима.
Снег насыпал, и все люди
Спрятались в дома.
Ночь длиннее, день короче
Света не видать.
Кто то больше солнца хочет,
Остается ждать.
Но придет он самый-самый
День холодный и короткий.
Для кого то не веселый,
для меня же самый звонкий.
Но он не был оппозиционным писателем, поэтому и так у него не было шансов победить.
Стихи похожи на рифмы маленькой девочки 7-9 лет.Увы.
P.S. **С тебя психолог - никакой.** Правильно, а я где то утверждал иное? Ты наверно считаешь себя психологом? До пациента тебе еще чуть-чуть не хватает. ИМХО
**Я не могу ткнуть ни в какой. Потому что доказать этого не смогу.** Да еще и доказать то чего не было вообще - трудная задача. ИМХО.
Это не мы - нанешняя речевка понтороссов.
"Мне прислали из Иркутской области, Качугского района распоряжение районного отдела народного образования список литературы, полностью запрещенной для прочтения детям всех возрастов, список вредоносных литературных произведений, запрещенных для распространения среди детей согласно ФЗ 436 о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью", - сказал Толстой в Госдуме на заседании "круглого стола" на тему роли литературы в патриотическом воспитании.
http://www.interfax.ru/russia/432397
Милонов более успешен :-)
Но не понимаю, как можно было не дать Золя и Драйзеру , Ибсену и Горькому - на мой взгляд, это просто "энциклопедические" писатели, не в смысле читаемости- упоминаемости, но по картине жизни, ими нарисованной, художественные достоинства неоспоримы.
Допустим Бердяев, Джеймс, Харди, Уэллс...номинировавшиеся не однажды - более "специфичны", но в отличие от большинства лауреатов они не ушли в литературное небытие, значит, и тут "комитетчики" пролетели мимо.
Не знаю, можно ли говорить о поддержке оппозиционности, но "вкусовщина" налицо ))
Кто писал о том, что литературные критики - это "неудавшиеся" писатели? ))
но попробуй запостить в поисковике покупка или продажа стихов.
Афигеешь. Этот бизнес процветает. Многие студии и продюсерские группы оптом и в розницу скупают все, что написано. А потом дорого перепродают.
Именно поэтому и нет сейчас нормальных стихов, все куплено и лежит на полочках...
А про др. реально детский стих... я писал его в 10 лет.
Написал тебе его не для оценки, а так просто, его ни где ни разу не писал и не читал...
Даже на бумаге нет... В голове вертится иногда...
От мира сего отрекшись,
И миру другому отдавшись,
Где праведные отцы,
В грехах своих чуть не подравшись,
Проводят бездельно часы,
И, жизни отраду лелея...
.... там длинно ... это позже писал...
Хуже поэта доказывающего, что он талант, только художник. Вера, ты графоман. Перестань меня пытать своими виршами.:-) Отрекшись, отдавшись, подравшись -это опупеть чущь. Попробуй писать картины.
В России действительно не читают ни Пастернака, ни Солженицына.
Солженицын давно потерял актуальность.
А Пастернак, всегда был - так себе, на троечку.
И нобелевки им дали - политическим, а не по литературным мотивам.
Как и Алексиевич. Читал я её, особенно внимательно - "Цинковых мальчиков", так как сам воевал.
Обыкновенная истерика совковской интеллигентки.
Интересно, если бы она с таким пафосом описала войну США во Вьетнаме, дали бы ей Нобелевку?
Угадай с трех раз)))
Крым был наш и снова наш.
А вы - либерасты, чего-то истерите.
С улыбкой. Лис.
"Американский радиоведущий Гленн Бек запретил упоминать в своей передаче президента США Барака Обаму. Отныне в программе Бека Обаму надлежит именовать как "этот человек" или "этот парень".
Запрет распространяется на гостей и сотрудников программы, которым за упоминание имени Обамы"
Правильный вопрос.
Не премии им дали.
Им серебряники выдали.
Еще кто?
Стихи Пастернака, его переводы -- это высокое искусство, а прозаик он никакой. Некрасов тоже писал замечательные стихи. Но он писал и прозу. Лучше бы он её не писал.
Но это моё личное мнение.
"- Я человек русской культуры. И вот мой проект, в котором я 35 лет занималась историей красного человека, красной цивилизации. Она говорила на русском языке, эта утопия. И я писала на русском языке. В то же время Белоруссия - моя родина. "
На канале "Путин 24" чествуют каких-то пендосов в области экономики.
Действительно наступают времена как при советской власти, когда мы жили в изоляции от всего мира, власть установила информационную блокаду для своего (или от) народа.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Какое же у войны лицо позвольте спросить, если не женское? Мужское, что ли? А мужчины откуда вылезли, прежде, чем воевать? Не из тех же женских ворот, что и весь народ? Такая глупая чушь, что нарочно не придумаешь!