Патриотизм как сохранение России
На модерации
Отложенный
Представляется, что мы должны начать разговор о патриотизме, как о земле отцов («патре»). Здесь важно учитывать, что из таких понятий как «родной дом», «моя малая Родина», «моя нация», «моя вера» - из этих малых кирпичиков складывается большое понятие «патриотизма». В этом смысле, жить патриотично, (а по-другому жить просто немыслимо), это продолжать дело своей семьи, своего народа. На этом пути важно грамотно овладеть тем арсеналом, который не вполне нам принадлежит. Этот богатый арсенал подарен нам предками в виде традиций веры, языка, культуры, обычаев и образа жизни. Более того, В НАС есть онтологические основания самого патриотизма, которые заложены в образе нашей жизни.
Если образ жизни каждого человека не будет способствовать прогрессу и укреплению семейных ценностей, все наши разговоры об успешной патриотической работе так и останутся брошенными на ветер словами, потому что у нас по-прежнему будут процветать алкоголизм, наркомания, разврат, и т.д., то есть все, что разрушает семью. Если не бороться с этими жуткими явлениями, разрушающими семейную жизнь, то, о каком патриотическом воспитании можно будет говорить?
Итак, кто такой патриотично настроенный человек? Это человек, готовый защищать свою Родину и даже пожертвовать жизнью ради нее. Для него Родина - это семья, березка рядом с домом, храм, в который он ходит, братья и сестры, которых он любит. В этом смысле пример святого праведного воина Феодора Ушаков - пример не просто патриота, а в целом - доброго христианина. Это человек невероятно тихой жизни при невероятной «громкости» того, что он совершил. Он был человек точный, определенный, рассчитанный, Он не проводил неподготовленных сражений. Он привык и жить и сражаться искусно. Я могу судить об этом по тому факту, что когда его изгнали из дворца и уволили со службы, то он совершенно спокойно поехал в совсем маленькую деревню на краю тамбовской губернии - Алексеевку.
Он и в Алексеевке был христианином, спокойно ходил в храм, не осуждая высшее санкт-петербургское общество и не искушаясь соблазнами участвовать в политических или иных интригах. Он смиренно ходил пешком в церковь. У него была льгота, его могли возить кучера. Но он пользовался тем минимумом, который позволял достойно проводить старость. Он был таким в жизни: у него был флот - он достойно руководил флотом. Он стал мелким сельским помещиком - он достойно жил как сельский помещик. Он дал нам образец святой жизни - и это очень патриотично.
Мы постоянно говорим о христианских ценностях, которые имеют в себе патриотическую основу. Если христианский образ жизни входит в быт семьи, то семья может перенести очень многое. Она будет патриотичной не в силу того, что ее заставляют быть таковой, и не в силу того, что она материально обеспечена. Уже сам христианский образ жизни достаточно патриотичен. Прежде всего, заповедь возвращает человека к семье, к хранению устоев («Чти отца и мать свою» и т.д.), т.е. то, о чем мы говорим, заложено в ту моральную основу, которую несет в себе само христианство. При всеобщности своего характера христианство очень приземленная религия. В христианстве есть понятие Царства Небесного - той Отчизны Небесной, которую мы взыскуем. Но, с другой стороны, мы достаточно реалистичные люди, мы трудимся здесь и призваны трудиться и возделывать сад той земной Родины, на которой мы родились или обрели ее в процессе нашей жизни.
Христианство создает универсальную модель общения вне зависимости от принадлежности к тому или иному народу или нации. Причем, это характерно не только для христианства. По большому счету, любая мировая религия - наднациональна, но как я уже сказал, обязательно сохраняет свою национальную окраску, воплощаясь в национальных религиозных образованиях - Русская Православная Церковь, Сербская Православная Церковь и т.д. Эти Церкви-Сетры отличаются во многом, хотя и охвачены единым духом Православия. Но мы можем понимать друг друга вне зависимости от национальности, потому что мы - христиане.
В середине 90-ых годов XX века на огромных просторах России начался процесс поиска человеком своих национальных истоков. К сожалению, эта попытка самоидентификации человека почему-то некоторыми стала связываться с удалением от русского народа и Православия, которое ассоциировалась только как вера русских. Такие процессы прокатились по Среднему Поволжью, породив массу новых религиозных течений, приобретших явный этнический окрас. Много наций и народностей, еще больше вер и способов поклонения - идеальное поле для разложения единой России, как государства.
Итак, не всякое национальное возрождение - патриотично, ибо патриотично только то, что собирает и объединяет, а не разделяет.
С патриотическим возрождением в России большие проблемы еще и потому, что, до сих пор единой системы патриотического воспитания и даже Концепции, реально принятой к воплощению на уровне Правительства России не сформировано. Есть разрозненные циклы, которые объединяются вокруг тех или иных событий, праздников. А цельной системы и уровней патриотического воспитания нет. Нам кажется, что в данную систему в первую очередь должна быть включена система здорового образа жизни, физического и духовного укрепления семьи.
Нам представляется крайне важным учитывать весь исторический опыт нашей Родины. Думается, что безуспешны попытки реанимировать некогда существовавшие в советский период системы патриотического воспитания: пионеров, комсомольцев, тимуровцев. Слишком идеологизированными они были. Слишком малоподвижными и формальными. Поиск новых методов патриотической работы с молодежью нужно проводить, учитывая весь опыт воспитания подлинной любви и уважения к своей Родине, которое являли такие организации, как Русские Соколы, Организация Русских Юных Разведчиков, студенческие и приходские братства Русского зарубежья, казачество, кадетские корпуса, военно-исторические клубы и т.д. Многие из этих молодежных патриотических организаций сейчас в России возрождены, и отмеряют вторую сотню лет со дня основания.
Политика государства должна объективно обеспечивать здоровый образ жизни. Если на словах мы говорим: «Надо бороться с алкоголизмом», а за счет акцизов с продажи водки продолжаем строить стадионы, куда человек, который пьет водку не пойдет, то что это такое?! Получается, что все части нашей жизни разорваны. Говорим с высоких трибун одно, а делаем другое! Если государство берется стимулировать процесс патриотического воспитания, то надо начинать прежде всего, с поддержки здорового образа жизни.
Патриотизм - это способ существования. Кто у нас, прежде всего, патриот? Это, как ни странно, спортсмены, военные, деятели науки и культуры, священнослужители, педагоги и врачи - это те сферы, где патриотизм нужно проявлять ежедневно. Надо создавать систему всеобщего здорового образа жизни, а образ жизни - это и характер той культуры, которой живет человек. У нас много людей желают вести здоровый образ жизни. Но у большинства заниматься профессиональным спортом просто нет возможности. Большинство предпочитает физкультуру. Патриотично настроенные власти должны обеспокоиться тем, где человек может заниматься физкультурой ежедневно. Это очень патриотичная идея. В нашем городе есть районы, где нет, например, ничего приспособленного для бега. Строятся прекрасные и дорогостоящие стадионы - и это очень хорошо, но нет системы малых спортивных площадок в городских дворах. Даже если человек хочет круглый год делать утром зарядку, то где он это сможет делать? Во дворах нет турников, нет спортплощадок, людям негде поиграть в волейбол, баскетбол, настольный теннис. Если бы городские службы построили такую площадку, то она явно бы не пустовала.
Подведем некоторые итоги.
Патриотизм - это, прежде всего, история моей семьи, моя национальная и религиозная самоидентификация и способ жизнь моей семьи.укрепляя духовность, пропагандируя здоровый образ жизни, спорт, культуру, доступные формы проведения свободного времени, настолько патриотичным оно является. Патриотичность государства измеряется качеством и количеством заботы в гражданах ее населяющих. Только такое государство сможет быть конкурентоспособным на международном уровне и продолжит вписывать свою страницу в летопись мировой истории. Очевидно, что насколько то или иное государство умеет проводить политику укрепления семьи и создавать социально-экономические и иные возможности ее развития,
Нарушение духовных заповедей приводит к разделению народов. Образ святого адмирала Феодора Ушакова, подлинного патриота, примирившего в себе дух воина-защитника земного Отечества и дух христианина - защитника Отечества Небесного являет нам яркий пример для духовного подражания. Если мы будем стремиться жить свято, уважая близких людей, любя и бережно воспитывая детей, почитая родителей, соблюдая заповеди Божии, то и станем подлинными патриотами. Потому, что сохраним нашу Родину и для себя и для будущих поколений. Сохранение Родины - это и есть настоящий патриотизм
Комментарии