Его прелесть. Виктор Янукович, инаугурация и поддельный перстень
На модерации
Отложенный
Подарок, который преподнесли новому президенту Украины Виктору Януковичу патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Киевский Владимир по случаю инаугурации, наделал много шума. Речь идет о перстне, который, как утверждается, был подарен киевскому князю Всеволоду Ярославичу византийским императором Константином Мономахом в 1043 году. Эксперты утверждают, что перстень - фальшивка. Однако тут, как говорится в известном анекдоте, есть нюансы...
В день своей инаугурации, 25 февраля, Виктор Янукович отстоял молебен в Киево-Печерской лавре. К досаде украинских националистов и сторонников независимости украинской церкви от Московской патриархии, проводили молебен патриарх Московский и всея Руси Кирилл и митрополит Киевский и всея Украины (Московского патриархата) Владимир. Благословив Януковича на президентство, они вручили ему перстень, прежде хранившийся в частном музее национального культурного достояния "Платар".
Отметим прежде всего скандальную репутацию "Платара". Этот музей назван по фамилиям его основателей - предпринимателей Сергея Платонова и Сергея Таруты. Он пользовался покровительством предыдущего президента Украины Виктора Ющенко, поскольку уделял особое внимание столь ценимой им Трипольской культуре, доказывающей, по мнению Ющенко, древность украинской цивилизации. В 2008 году часть коллекции "Платара" выставляли в Варшавском национальном музее (экспозицию тогда с помпой осмотрел президент Польши Лех Качиньский, сопровождаемый Ющенко), а позже и в Ватикане. Были выставки и в Софии Киевской, и на других площадках в украинской столице. И всякий раз профессиональные ученые и музейщики негодовали.
Основных претензий к "Платару" три. Во-первых, по утверждениям специалистов, коллекция частного музея составлена в значительной степени из находок "черных археологов". Во-вторых, в "Платаре" крайне небрежно относятся к каталогизации экспонатов, так что в большинстве случаев попросту невозможно установить, где тот или иной предмет был найден (и это, вполне вероятно, напрямую связано с тем, что было "во-первых"). Наконец, в-третьих, по оценкам украинского археолога Максима Левады, около четверти экспонатов являются подделками.
А теперь поговорим о значении термина "подделка" применительно к истории и археологии. Вот, например, в Москве в Оружейной палате хранится шапка Мономаха - древний символ власти русских государей. Согласно известному преданию, шапка и другие знаки царской власти были подарены киевскому князю Владимиру Всеволодовичу византийским императором Константином IX Мономахом (то есть Единоборцем) в знак преемственности киевского престола от константинопольского. Князь Владимир был-де внуком этого императора (его отец был женат на дочери Константина) и унаследовал от него прозвище Мономах.
Легенда гласит, что шапка вместе со множеством других даров была вручена отцу Владимира, Всеволоду Ярославичу, в знак примирения между Византией и Киевской Русью. "Повесть временных лет" датирует 1043 годом последний поход русских на Константинополь, однако описывает его как провальный и о дарах ничего не сообщает. На это и указывает Максим Левада, утверждая, что перстень, красующийся ныне на пальце украинского президента, поддельный. Другие историки, впрочем, полагают, что события русско-византийской войны разворачивались несколько сложнее, чем это описано в летописи, и не считают поражение в ней Руси таким уж полным. По этой версии, русским не удалось взять Константинополь, зато они смогли взять Херсонес в Крыму и принудить императора отдать дочь за своего княжича. Летопись же была подправлена для оправдания воеводы Вышаты, который проявил себя не лучшим образом.
Как бы там ни было, византийцы, завершая очередную войну с варварами (к каковым они в XI веке причисляли, разумеется, и русских), почти всегда их чем-нибудь одаривали, вне зависимости от того, чем война закончилась. Это было частью ритуала при заключении мирного соглашения.
Были дары или нет, но шапка Мономаха, якобы подаренная Всеволоду при заключении брака с Мономахиней, имеет явно не греческое происхождение, а скорее азиатское - достаточно просто взглянуть на нее, потом на византийские, а потом на татарские головные уборы. Большинство ученых считают ее даром ордынских ханов (вероятнее всего, могущественного и грозного Узбека) московским князьям и, соответственно, датируют XIV веком (именно с тех пор она фигурирует в завещаниях великих князей Московских, правда, без упоминания Мономаха). Византийской ее объявили позже.
На Руси всегда был силен пиетет перед Византией как источником наибольшего культурного влияния (в том числе христианизации). Он был поколеблен Флорентийской унией 1439 года, по которой Константинопольский патриархат признал многие католические нововведения. Русская церковь отказалась признавать унию и объявила о своей независимости от Константинополя. А четырнадцать лет спустя Константинополь и вовсе был взят турками, Византия перестала существовать. Великий князь Московский Иван III, женатый на племяннице последнего византийского императора Зое Палеолог, первым из русских государей стал использовать византийский герб - двуглавого орла. К началу XVI века сложилась концепция "Москва - третий Рим" (после собственно Рима и Константинополя как центров истинного христианства). Тогда же официальное признание получило основанное на легендах родословие московских князей от первого римского императора Августа. В таких обстоятельствах провозглашение татарской шапки византийской было, так сказать, делом техники.
Так что шапка Мономаха тоже, собственно говоря, подделка, то есть не то, за что ее выдают (точнее, выдавали). Умаляет ли это ее символическое значение? Разумеется, нет.
Однако вернемся к Януковичу и его перстню. В том самом скандальном музее "Платар" утверждают, что перстень был подарен киевскому князю Всеволоду Ярославичу в том самом 1043 году по случаю его брака с Мономахиней. Однако, как и в случае с шапкой Мономаха, тут возникают серьезные вопросы из области истории искусств. Слово все тому же Максиму Леваде:
"Во-первых, перстень-печать всегда делался с зеркальным изображением. То есть, в монограмме КМ (Константин Мономах) буквы должны быть расположены в обратном порядке, а буква "К" еще и развернута в обратную сторону. Тогда при оттиске - а для этого, собственно, такие перстни и изготавливали - получалось бы нормальное изображение. Во-вторых, перстни такого рода имеют не выпуклое, а именно углубленное изображение - опять-таки, исходя из их функционального предназначения".
Дальше Левада напоминает, что пять лет назад на торжествах по случаю избрания президентом Виктора Ющенко его супруга щеголяла в археологических драгоценностях из коллекции все того же "Платара". Припоминает он и обрушение памятника основателям Киева, случившееся накануне инаугурации Януковича. Археолог не без иронии призывает сограждан со всей серьезностью отнестись к "дурным предзнаменованиям", с которых начинается президентство Януковича.
Вообще, едва ли не все публичные выступления Максима Левады связаны с его личным крестовым походом против черных археологов и прочих вредителей науки (к каковым он в первых рядах относит "Платар"). Это уже давно похоже скорее на общественную кампанию, чем на поиск научной истины (которая в археологии, в отличие от истории, вполне достижима). Что, впрочем, совершенно не умаляет важности взятой им на себя миссии. Сомневаясь в некоторых аргументах Левады, касающихся непосредственно перстня, нельзя не согласиться с ним в главном: всех этих высокопоставленных чиновников и успешных бизнесменов, да и церковников, надо отучать от чрезмерно легкого отношения к древностям. Поддельные они или нет - вопрос другой, главное - чтобы отвечали на него ученые. А для этого археологические артефакты, неважно какой эпохи, должны храниться в соответствующих местах, а не мерцать на всевозможных влиятельных пальцах. Это касается и Украины, и России, и вообще всех, везде и всегда.
Комментарии