Как только новое постановление заработало, специализированные форумы в интернете запестрели жалобами: "Там только пугают, уговаривают отказаться от самой идеи взять "чужого ребенка"; "Бессмысленная трата времени, разве можно научить быть мамой?!"; "Любая тетка рожает, и никаких сертификатов у нее не спрашивают, произвол!"; "Соседка пытается взять внучку под опеку, а ее на эти дурацкие курсы отправили. Что она, не знает, как детей растить?"; "Срок годности медсправки истекает, а тут сиди с тетрадочками, вместо того чтобы ребенка искать!" Словом, граждане восприняли новшество как очередное препятствие на пути к обретению детей.
Москва, как всегда, оказалась впереди всей страны. Первые государственные школы приемных родителей возникли в столице еще за несколько лет до их обязательного внедрения. Но теперь они оказались не готовы принять всех желающих. Мне пришлось ждать своей очереди почти два месяца. Но вот телефонный звонок:
- Не передумали? Тогда записывайте адрес, занятия по вторникам, с шести до девяти вечера.
...Нахожу окружное подразделение городской службы психологической помощи. Небольшой зал человек на пятнадцать. Вдоль стен два ряда кресел, между ними журнальный столик.
- Обычно здесь и проходят психологические тренинги, - рассказывает преподаватель.
Вешаем на грудь бейджи с именами, знакомство по кругу. Мои "одноклассники" рассказывают, зачем им приемный ребенок. В группе 14 человек. Практически всем уже под сорок. Несколько бездетных незамужних женщин и семейных пар. Мужчина, желающий взять под опеку племянницу, лишившуюся матери. Впрочем, есть исключение - вполне счастливая в браке мать троих детей хочет взять еще двух сирот.
Первое занятие - вводное. Слушателям показывают учебный фильм, рассказывающий о различных формах семейного устройства (усыновление, опека, приемная семья, патронат). Диктор перечисляет необходимые кандидатам документы. Правда, вопрос о сиротских льготах затрагивается вскользь. Зато заявление про возможность выбрать в банке данных сироту даже с учетом цвета глаз - вообще утопия. Хорошо, если удается найти ребенка без неизлечимых заболеваний, мать которого хотя бы алкоголичка, а не ВИЧ-инфицированная наркоманка...
- Школа наша - психологическая, юридические вопросы тут не обсуждаются, - отвечает преподаватель на шквал вопросов о возможном появлении биологических родственников (этого боятся все) и дает телефон центра, специализирующегося на правовых проблемах. Там нас безвозмездно проконсультируют. Кстати, все обучение в государственной школе приемных родителей бесплатное.
Предупреждают, а не пугают
Возможно, просто повезло, но преподаватели нас вовсе не запугивали и не пытались отговорить от решения взять сирот в свои семьи. Напротив, они утверждали, что процент патологий у кровных детей не меньше, чем у приемных. Более того, уверяли, что "ген, отвечающий за химические зависимости, может видоизмениться под влиянием семьи" и "если ребенка постоянно подозревать в плохой наследственности, то она проявится". Конечно, есть дети с органическими поражениями мозга, но они могут быть выявлены во время независимого медицинского обследования.
Наши учителя-психологи говорили: о плохой наследственности усыновители вспоминают обычно во время возрастных кризисов, но через них обязательно проходят все дети, а не только сироты. Приемные родители, вспоминая в этот момент о генах, пытаются оправдать свою неспособность справиться с ребенком. Словом, разруха, как всегда, в головах. А вот как преодолевать возрастные кризисы, как раз и учат в школе приемных родителей. Например, кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством, строптивостью. Появляется "синдром обесценивания". Например, ребенок может запросто сказать: "Мама - дура". И она будет дурой, если начнет кричать в ответ: "Сам дурак!" Психологи рекомендуют отвести ребенка в лес, чтобы он там прокричал это столько раз, пока ему тошно не станет: накричится - успокоится.
Специфические же проблемы сирот иные. Задержка развития, которая формируется у детей из-за отсутствия постоянного контакта с родителями. В школе приемных родителей демонстрируют документальный фильм, в котором прослеживается судьба брошенных детей: тех, кто быстро обретает маму, и остающихся надолго в доме ребенка. Разница в развитии показана наглядно. Первые активно играют, бегают, прыгают, вторые молча и неподвижно сидят ("ушел в себя, вернусь не скоро" - так прокомментировал наш преподаватель).
Особое внимание в школе уделяется адаптации сироты в семье. Детально рассказывается, как показывать ребенку квартиру. Сколько раз его обнимать. Даже на звуки и запахи следует обращать внимание. И важнее всего - терпение. Адаптация длится долго. И если первые 1,5-2 месяца называются "медовым периодом", когда и дети, и приемные родители всячески стараются понравиться друг другу, то последующие полтора года считаются периодом регресса: "Ребенок капризничает или становится замкнутым, делает все "назло", начинается бесконечный травматизм (бьется обо что-то, часто ранит или расцарапывает себя)".
О таких формах проявления "регресса", очевидно, мало кто знает, даже среди тех, кто называет себя "экспертами". Ведь если вспомнить дело Агеевых, обвиняемых в нанесении побоев приемному сыну, то ведь сколько было комментариев: "Где вы видели ребенка, который все время сам падает, бьется обо что-то и царапает сам себя?!" А вот же - в справочном материале официальной школы приемных родителей прямо говорится: такое бывает. И не только это, он "является зачинщиком драк со сверстниками, грызет ногти, портит воздух". Происходит множество других малоприятных вещей. Но разве эта информация дается ради запугивания? Нет, конечно. Это предупреждение, и хорошо бы, если это учитывали не только потенциальные усыновители, но и контролирующие органы.
Ну а в школе родителей учат правильно реагировать на провоцирующее поведение детей, учат терпению.
"Преступление" и наказание
Быть папами и мамами сегодня нигде не учат, кроме как в школе приемных родителей.
А ведь вопрос наказания ребенка касается не только сирот. Разве "кровные" дети не проказничают, всегда послушны и прекрасно учатся?
Проступки бывают, и за них надо наказывать. Телесные наказания для нынешнего поколения 40-летних, как выяснилось из откровений на семинаре, были нередки. Но мои поротые "одноклассники", как оказалось, обиды на своих отцов не держат. Вот, один в детстве вышел из квартиры, папа его ждал на улице, а он заглянул к соседу и заигрался у него. А отец два часа искал пропавшего сына... Больше он никогда "не терялся"... "Раз наказание оказалось соразмерным, и послужило своей цели - научению, то, значит, оно было адекватным" - таков вердикт нашего наставника. Хотя телесные наказания как метод, естественно, не одобряются. Ставить в угол детей тоже не рекомендуется. Ну в крайнем случае, на 1,5-2 минуты. Иначе наказание превращается в необъяснимую пытку. "Молчанку", когда в ответ на проступок даже очень серьезные родители просто перестают на день-другой разговаривать с ребенком, психологи считают глупым поступком. А в отношении приемного ребенка еще и крайне опасным - он же однажды пережил потерю мамы, и тут получается, что "мама опять ушла, бросила его!". Да и неэффективно - никакие извинения не принимаются, любые усилия загладить причиненный вред разбиваются о глухую стену молчания.
Сегодня в России действуют 724 школы приемных родителей. Кроме того, на базе интернатов создано 322 службы сопровождения "замещающих семей", также осуществляющих подготовку кандидатов в опекуны и приемные родители
Самым надежным способом наказать за хулиганство психологи называют лишение ребенка "зоны радости", каких-то позитивных ожиданий. Например, обещанной поездки в цирк или театр. Непременно надо объяснить смысл наказания и условия его "снятия" (заключается некий договор). И, конечно, оно должно быть соразмерным. Если ребенок сделал лужу в своей комнате, то убирать он должен свою комнату, а не всю квартиру.
"Эффективные" родители, как объясняют в школе, крайне редко используют слово "нельзя", только в серьезных случаях, а наказание, если им пригрозили, должно быть обязательно доведено до логического завершения. Пустые угрозы ведут к игнорированию родителей. Ну а поощрять надо конечно же щедрее, чем наказывать. Но только не деньгами. Платить за помощь в мытье посуды, уборке квартиры категорически не рекомендуется. У каждого в доме должны быть свои обязанности.
Диплом без экзаменов
Весь курс состоял из девяти трехчасовых еженедельных занятий. Не все они были захватывающими. Весьма спорной показалась мне твердая уверенность преподавателей в необходимости рассказывать приемным детям правду об их происхождении. Странными показались некоторые упражнения. Одно из них, когда участники группы разделялись на пары и попеременно изображали родителя и ребенка. Первый на любые действия второго должен был говорить "нельзя". Я так и не ощутил отвращения к слову "нельзя", но готов согласиться со специалистами, требующими минимизировать его употребление. Слишком кратким показалось мне занятие, посвященное играм с детьми.
А в целом, по-моему, огульная критика, которой было подвергнуто решение о введении школ приемных родителей, несправедлива. Да, курс наверняка надо совершенствовать. Но даже в сегодняшнем виде он, безусловно, полезен. Один из участников опробовал полученные знания на дочери-шестикласснице, вдруг забросившей учебу. Лишил ее "зоны радости". Запрет на компьютерные и другие игры, просмотр телевизора, на прогулки с подружками подействовал. Уже через день дочка прилежно корпела над учебниками, а через неделю волшебным образом стали меняться оценки в дневнике...
Выпускных экзаменов не было. Восемь выпускников получили сертификаты и руководство к действию. Например, я знаю, что 2-летнего ребенка нужно брать на руки не менее 8 раз, а лучше 12 раз в день. Более старших "зацеловывать" не рекомендуется, но если подбежал - надо обязательно приласкать. До 5-6 лет детям нужно "много мамы", много объятий. Но мой короткий опыт уже подсказывает: если мама занята, папа тоже сойдет...
Играть надо умеючи
В 2-2,5 года у ребенка формируется речь, поэтому родителям нельзя корежить слова, уподобляя свой язык "детскому". Полезно читать сказки и рифмовать стишки.
Кризис трехлетнего возраста - ребенок проявляет упрямство: "Не хочу спать, не хочу есть, не хочу идти..." Психологи рекомендуют действовать "от противного": "Хорошо, мы пойдем спать, а ты оставайся; мы пойдем обедать, а ты не кушай..."
Имейте в виду, что до семи лет ребенок говорит что думает, но к семи годам утрачивает детскую непосредственность.
Игрушка - это прежде всего средство общения с ребенком, повод поговорить с ним. Принося игрушку в дом, рассказывайте и показывайте все варианты взаимодействия с ней. Дальше - ребенок рассказывает об игрушке бабушке, дедушке, потом учит их играть с нею. Финальный этап: взрослый заведомо неправильно играет (например, ставит неваляшку на голову), а ребенок поправляет.
И последний совет: если между родителями и детьми возникли проблемы, то психологи из детского садика или школы не помогут. Они эксперты по проблемам обучения, а нужен специалист по семейным вопросам.
Комментарии