Чем Россия хуже Грузии?

На модерации Отложенный

Модернизация — важный вопрос и тема для дискуссий в современной России, что уже само по себе хорошо. Это доказывает, что у страны есть и амбиции, и силы воплотить их в жизнь. Но вопрос в том, что же такое модернизация? Какие задачи стоят перед Россией? И способна ли она их выполнить?  

Авторами теории модернизации являются Сеймур Мартин Липсет и Самуэль Хантингтон, два выдающихся американских ученых в области социальных наук. Многие считают их позицию слишком материалистической и детерминистской, но они обрисовали главные цели, с которыми и следует соизмерять свои силы.

Главные аспекты модернизации были предложены Липсетом в его статье “Некоторые из социальных столпов демократии: экономическое развитие и политическая легитимность” (1959 год).  

Первый критерий — доля населения с высшим образованием. Согласно данным ЮНЕСКО, в настоящее время высшее образование получают не менее 73% молодых россиян, что выше всяких похвал. Россия является одним из лидеров в том, что касается количества выдаваемых дипломов, но не качества образования.  

Другим признаком модернизации является открытость в области международной торговли и туризма. По этим параметрам у России хорошие показатели.  

Третий и главный критерий — уровень экономического развития. По объему ВВП на душу населения в 2008 году Международный валютный фонд поставил Россию на 46-е место в мире. Результат вполне приличный, но до лидеров рейтинга далеко. Ситуация в России выглядит многообещающе с учетом того, что в период 1999—2008 годов средний прирост экономики составлял 7% в год. Но у России есть две необычные проблемы.  

Во-первых, среди государств, которые богаче России с точки зрения дохода на душу населения, лишь восемь стран авторитетная международная правозащитная организация Freedom House также назвала авторитарными. Речь о семи маленьких нефтяных странах и Сингапуре. Иными словами, Россия остается авторитарным государством из-за огромного дохода с нефти. Однако, по критериям Хантингтона, Россия уже достигла того уровня экономического благополучия, когда почти все страны приходят к демократии. А Китай только подошел к этому рубежу, поскольку он намного беднее.  

Самое странное в России — немыслимая коррупция. Согласно исследованиям международной неправительственной организации Transparency International, единственная страна, которая богаче России по ВВП на душу населения и при этом более коррумпированна, — это Экваториальная Гвинея, африканская страна с тоталитарным режимом. Явно не лучшая компания для России.  

Часто звучат упреки, что в России всем управляют компании, принадлежащие государству или олигархам, а мелким предпринимателям практически ничего не достается.

В целом это так, но в России около 9 миллионов предпринимателей и предприятий, и количество их растет вопреки неблагоприятным условиям. Это и есть основной актив России, путь к модернизации.  

По данным Всемирного банка, 45% ВВП формирует российский малый и средний бизнес, в то время как в Европе этот показатель — две трети ВВП, а в США он еще выше.  

Вкратце формула модернизации выглядит следующим образом: образование, открытость, снижение административных барьеров для бизнеса.
Стандартам образования Россия соответствует, чего не скажешь о втором и третьем критериях. Интеллектуальная жизнь, которая является основным залогом рождения в стране новых идей, возможна лишь там, где царит толерантность.  

Либерализация бизнеса возможна лишь в том случае, если у власти стоят люди ответственные. А это, в свою очередь, достигается лишь тогда, когда их действия прозрачны, они адекватно воспринимают общественную критику через свободные СМИ.  Так что же должна делать Россия, чтобы в ней прошел столь давно желаемый процесс модернизации? Никогда не лишне повышать качество высшего образования, способствовать развитию науки. Но это задачи не первостепенные. Главная проблема — бюрократия, от которой стране пользы — ноль. Необходимо снижать административные барьеры для предприятий, и на этот раз пройти этот путь до конца, до создания по-настоящему либеральной системы, как это сделали Новая Зеландия, Эстония или Грузия, а не остановиться на полдороге, как в 2001—2002 годах.  

Всемирный банк публикует ежегодный рейтинг благоприятности деловой среды Doing Business, который оценивает страны по 10 критериям. Грузия поднялась в нем со 112-го места в 2006 году до 18-го в 2008 году. А вот Россия не может сдвинуться со своего 120-го (всего в рейтинг входят 183 государства).  

Прогресс был достигнут Грузией благодаря упрощению схемы организации бизнеса, регистрации собственности и получения разрешения на строительство. России не мешало бы взять с Грузии пример. Ведь так поступили уже некоторые другие страны СНГ, например Азербайджан и Кыргызстан.  

Но либерализация бизнеса возможна лишь в том случае, если власти будут честно отчитываться за свои действия. А для этого необходимо, согласно демократическим стандартам, увеличить их уровень ответственности перед народом.  

Напротив, начать кампанию под девизом “консервативная модернизация” означает окончательно уничтожить веру в модернизацию истинную. России нужны существенные, а не минимальные перемены.