Конец конфуза

На модерации Отложенный
 
время публикации: 11:55
последнее обновление: 12:11
  версия для печати сохранить в виде файла отправить по почте просмотр фотоиллюстраций

 

Виталий Портников

Виталий Портников

Если бы Янукович в Брюсселе заявил, что Украина могла бы рассмотреть вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии – вот это был бы конфуз!

Как это уже повелось в отечественной журналистике, главной новостью, которую заметили во время пребывания Виктора Януковича в Брюсселе, стала допущенная новым президентом оплошность – Янукович перепутал Черногорию и Косово, а Северную Осетию с Южной. На эту тему можно прочитать бесчисленное количество комментариев, сопровождающихся напоминаниями о предыдущих ошибках Януковича. И, таким образом, осталась незамеченной суть ответа президента на прямой вопрос журналиста – вопрос о признании самопровозглашённых Абхазии и Южной Осетии не стоит на повестке дня.

Это важное замечание Виктора Януковича – если вспомнить, что возглавляя украинскую оппозицию, он настаивал на солидарности с Россией и признании независимости этих двух республик. Сейчас же Янукович объясняет свою тогдашнюю позицию иначе: стремлением продемонстрировать всю опасность двойных стандартов, проявившихся в ходе признания рядом западных стран независимости Косово.

Как известно, такой же была и официальная позиция Украины: Киев, в отличие от многих других европейских столиц, отказался признавать независимость Косова и в этом позиции Украины и России совпали. Последовательность внешней политики Украины – в отличие от внешней политики России и ряда западных стран – как раз и состоит в том, что, не признав независимость автономии, входившей в состав Сербии, она не признала независимость автономий, входивших в состав Грузии.

В то время как западные страны, признавшие независимость Косово, потом упорно пытались объяснить Москве, что это особый случай и нельзя его распространять на Абхазию. А российское руководство, подготовившее солидные доказательства относительно несоответствия признания независимости Косово международному праву, затем предпочло не замечать собственной аргументации в случае с Абхазией и Южной Осетией. Круг замкнулся. И Украины в этом кругу коллективной безответственности, к счастью, нет.

Поэтому заявление Януковича, чтобы он там не путал – это демонстрация преемственности украинской внешней политики и ее неподконтрольности внешнему влиянию. Если бы президент в Брюсселе заявил, что Украина могла бы рассмотреть вопрос о признании независимости Абхазии и Южной Осетии – вот это был бы конфуз! И что с того, что Янукович при этом правильно бы сформулировал мысль о невозможности признания независимости Косово? Ведь мы столкнулись бы с готовностью масшабного пересмотра принципов, на которых базируется украинская внешняя политика. Именно этого в Брюсселе и не произошло. А холодный душ для российского руководства – это уже не украинская, а российская проблема.

Впрочем, после заявлений о невозможности создания Таможенного союза с Россией, сделанных Ириной Акимовой, после включения московской поездки в график вслед за брюссельской это не первые капли отрезвляющей влаги. Кремлю вновь придется согласиться с мыслью, что есть такая удивительная страна – Украина и у нее опять непростой президент – хоть теперь это и Янукович. Ну а если новый президент перепутает Путина с Медведевым – так ничего, украинцы привыкли и россияне потерпят.