Родители будущих первоклассников, не впадайте в крайности
На модерации
Отложенный
Золотая середина — дело хорошее, но, как известно, на практике труднодостижимое. Поэтому родители будущих первоклассников склонны впадать в крайности. Одни исступлённо занимаются ранним развитием почти с пелёнок, другие же принципиально не желают забивать ребёнку голову до поступления в школу, где, как известно, должны научить всему…
Люди делятся на две большие группы: у одних всё всегда просто, у других всё всегда сложно. Перспективы выполнения одного и того же действия, процесса или объёма работы одни и другие представляют себе по-разному.
— Да ну, ерунда, что тут делать-то! — весело машут рукой первые, получив какое-то задание. — Работы тут на полчаса максимум. После обеда сяду и быстренько сделаю…
— Ну-ну, на полчаса! — сварливо отвечают вторые. — Тут же надо ввести, рассчитать, оформить. Возни на целый день, а то и не один. И то если садиться плотно и ничем больше не заниматься…
И самое интересное, что ведь примерно так и получается. Первые принимаются за работу, не торопясь и не паникуя, после обеда и делают её за час-полтора без напряжения и надрыва, успевая параллельно попить кофейку, поболтать с коллегой и несколько раз позвонить по личным делам. Другие же садятся плотно с самого утра, обложившись папками и справочниками, и работают в поте лица целый день, не поднимая головы, не обращая внимания на разговоры вокруг, на трезвонящий телефон, без обеда и всяких там кофе-брейков. В процессе их работы всплывают всё новые проблемы, решение которых порождает необходимость всё больше углубляться в вопрос, и в результате человек сначала задерживается на пару часов вечером в надежде всё-таки закончить работу сегодня, а потом ещё и забирает её домой на выходные.
Тот же странный эффект наблюдается не только в работе, но и в других аспектах жизни.
Например, когда родители начинают готовить детей к поступлению в школу, они точно так же делятся на спокойных и переживательных. Первые под термином «подготовка к школе» понимают просто покупку ранца и пенала в последних числах августа, а вторые просто-таки болеют этой самой подготовкой лет пять перед поступлением в первый класс, просыпаясь ночами в холодном поту от мысли: «Скоро в школу, а мы ещё не…»
— Вот ещё глупости какие, ну какая такая подготовка?! Первый класс — это вам не вуз! — презрительно бросают одни. — Сын в садик ходит, я считаю, этого вполне достаточно. Дети там лепят, рисуют, буквы учат... Что значит «готовить к школе», это ещё и дома с ним заниматься, что ли?.. Зачем? Ребёнок не в лесу живёт, на компьютере играет, книги у него есть, общее развитие в норме, что ещё надо-то? Не знаю, со мной никогда никто дополнительно не занимался, и выучилась, не хуже других, высшее образование имею. Ну придёт он в школу, всё зная и всё умея, скучно же будет! Пусть в школе учится. У ребёнка должно быть детство, в конце концов. Дошкольное.
— Но ведь сейчас совсем другое время, другие требования, — робко возражают другие. — Сейчас просто необходимо до школы научить как можно большему, ибо программы совсем другие, не те, что раньше были, в нашем детстве. Углублённые и усложнённые. Дополнительные предметы всякие, иностранный язык с первого класса, информатика, экономика… Словом, учиться читать будет некогда! К тому же и дети сейчас, честно говоря, пошли другие совсем, нервные, нездоровые, гиперподвижные. С такими детьми лучше понемножку начинать заниматься заранее… Беззаботное детство — это, конечно, хорошо, но проводить часы, рисуя слюнями на паркете или стуча палкой по подоконнику, глупо… И в книгах пишут, что сейчас, в три-четыре-пять лет, самое благодатное время для обучения. Зачем же его упускать?..
И в то время, когда первые родители живут себе своей жизнью, изо всех сил отбиваясь от любых советов по поводу раннего развития, вторые подчиняют всё своё время, силы и средства священной задаче. Читая специальную литературу, скупая пособия по обучению чтению и письму, записав ребёнка в ближайшей детской студии на общеразвивающие занятия, кружок лепки и оригами для развития мелкой моторики, к логопеду (на всякий случай, хуже не будет) и на английский для малышей. Помимо детского сада, естественно. Или вместо. Ибо какой тут детский сад, когда с утра у ребёнка ритмика, после обеда логопед, вечером бассейн?
И тем не менее им всё время кажется, что они упускают время, забывая что-то важное. Чего потом уже не нагонишь.
— Ой, а ваш сын уже на следующий год в школу пойдёт, да? — бросаются они к родителям детей постарше в детском центре, на площадке, в бассейне и даже в интернете. — А в какую, если не секрет? Какие тут у нас в районе неплохие школы, а?.. В гимназию? А почему не в лицей, лицей хуже, да?.. А про школу напротив гастронома что говорят, не знаете?.. Вроде неплохая школа, с математическим уклоном, я уж думаю, может, туда идти, как считаете?.. Ну да, нам-то ещё четыре года, но вот голова уже болит…
— А ваш уже читает? — ревниво спрашивают они родителей всех дошкольников. — А давно читает? А сколько слов в минуту? А как вы думаете, для пяти лет тридцать слов — это как? Мало?
— Вы в прописях пишете? Учителя вроде бы говорят, не надо, а я вот думаю, ну как не надо-то?.. Хуже ведь не будет, правда? Ну как можно неправильно научить писать? Мы, пожалуй, с сентября начнём понемногу, по три-четыре строчки в день…
Почему-то они уверены, что подготовка к школе — это трудно и ответственно. Хотя многие пытаются убедить переживательных в обратном, они везде находят подтверждение этой своей уверенности. По пословице «Рыбак рыбака видит издалека» озабоченные родители находят друг друга и объединяются в группы, то и дело подбрасывая хворост в незатухающий костёр общей паники.
— В гимназии, говорят, директор сменился. Раньше-то хорошая гимназия была, сильные учителя, большой процент поступления выпускников в хорошие вузы, а что будет теперь, неизвестно. Новая метла, знаете ли… А вдруг старые учителя разбегутся, наберут новых с бору по сосенке и получится ерунда? Вот и не знаю теперь, как быть, ведь мы нацелились уже туда идти, а теперь думаю, может, лучше в школу с математическим уклоном? А?
— Не знаю, говорят, эту школу через несколько лет должны на ремонт закрыть. Может, через пять лет, но закроют непременно, и что тогда? Опять головная боль? А представляете, закроют через десять? В самый ответственный момент, перед выпуском?.. Не-е-е, мы будем пробиваться в гимназию. Или в лицей как вариант…
Каждый год они пополняют свою коллекцию страшилок на тему «В одной школе на собеседовании будущего первоклассника спросили…». Ну как можно не готовиться к собеседованию, помилуйте?! Ведь такие вопросы задают, что взрослые теряются.
— …Это задание, знаете, в учебнике физики за восьмой класс! У меня сестра пед заканчивала, она сказала, и я потом нашла, что так и есть! Физика, восьмой класс! А ребёнку в неполных семь лет дали!
— …Эту загадку, представляете, предложили потом профессорам МГУ. И почти никто не догадался, во как! А будущие первоклассники отвечали, надо же…
— … А ещё, говорят, в прошлом году на собеседовании спрашивали, кем работает папа… Это хорошо, если папа врач, шофёр или компьютерщик на худой конец. А если менеджер?.. Наш папа занимается внедрением информационных технологий. Как вот это на русский перевести? Для ребёнка, которому шесть с половиной лет?
— Что находится в середине Харькова, как вы думаете? Не знаете??? Мягкий знак! Это в лицее на собеседовании в прошлом году, говорят, такие вопросы задавали!!!
Другие родители смотрят на переживательных с долей сочувствия, тем не менее частенько крутят пальцем у виска.
— Слушай, ну чего ты так переживаешь? — спрашивают они. — В нашей стране без образования ещё никто не остался. Успокойся. Всё будет хорошо. А карту можно и в сентябре принести, у меня соседка в прошлом году так и сделала. А в школу записала дочку в августе. Да, в двадцатых числах, пришла и записала.
— Не знаю. У меня бы нервов не хватило до августа тянуть, — потрясённо говорят переживательные. — Мне надо сначала решить этот вопрос, а потом в отпуск ехать. Иначе для меня это не отпуск будет…
Между прочим, спокойным, наблюдающим эту панику, тоже становится не по себе. Как в анекдоте: «Если вы сидите в шезлонге, а вокруг вас с криками паники бегают люди, возможно, вы чего-то не знаете».
— Все так носятся с этой школой, что я тоже начинаю волноваться уже! — растерянно делятся они информацией в своём кругу. — Нет, я, конечно, не собираюсь сейчас сидеть с ребёнком заниматься не поднимая головы, но мне как-то не по себе, когда я смотрю вокруг… Одни в прописях пишут, другие до ста и обратно считают пятёрками и десятками, третьи поэмы учат… Ты мне скажи одно: это все вокруг сошли с ума или я чего-то не понимаю? Мы куда готовимся — в первый класс? Или?..
— Так вот я тоже ничего не понимаю! — не менее растерянно отвечают другие спокойные. — А что они будут в школе-то делать, а? Если читать-писать уже умеют?
Спокойные начинают искать логическое объяснение поведению паникёров.
— Ну скажи, чего ты боишься? Что его в школу не возьмут? Ерунда. Берут всех. И всех учат. А как тогда дети, с которыми никто не занимался вообще? Такие ведь тоже есть, и их немало. Не у всех родители идеальные, знаешь ли. И вопросы на собеседовании задают вполне нормальные, у меня племянник два года назад поступал. Спросили фамилию, имя, адрес, имя родителей. Задание какое-то элементарное было, на логику. Типа зачеркнуть лишний предмет в ряду нарисованных…
— На логику? — тут же вскидываются переживательные. — Найти лишний предмет? А какой предмет конкретно, а? Из каких? Ты не могла бы точно узнать?.. Так, подожди, я сейчас запишу; значит, спрашивали имя, фамилию, адрес… что ещё?..
Это неисправимо…
Комментарии