Курбан-Байрам в Москве чуть не закончился беспорядками

На модерации Отложенный

В столице начался очередной Курбан-Байрам. На "Проспекте мира», рядом с только что открытой Соборной мечетью, мусульманам традиционно выделили улицы Дурова и Щепкина. Организовали происходящее не очень хорошо — что в результате чуть было не вылилось в столкновения между верующими и полицией.

Попасть на Курбан-Байрам оказалось не так просто. Через радиальную «Проспект Мира» поезда, как было объявлено заранее, шли без остановок. Предлагалось ехать по кольцевой, переходить на оранжевую, а там уже выбираться на землю.

Еще с шести утра подземка оказалась переполнена выходцами южных краев.

По выходе из метро мусульмане устремлялись к «Олимпийскому» — в двух шагах от него стоит открытая вчера Соборная мечеть.

Путь ограждали полицейские и военные. Это не помешало предприимчивым товарищам развернуть масштабные торговлю и попрошайничество. Проходящим предлагали купить коврики для молитвы: в их качестве выступали предметы зачастую неожиданные и парадоксальные — сложенные мусорные пакеты или рулоны обоев. Собирали деньги на возведение храмов, лечение детей и просто так — без объяснений. Просящие пользовались стандартной формулировкой: «Братья-мусульмане, помогите на…» — и далее следовала предыстория.

Для досмотра верующих установили металлодетекторы — со стороны улицы Щепкина их было три. Вследствие этого проверка шла из рук вон плохо — у автора этих строк не потребовали даже открыть рюкзак. Желающих пройти вне очереди усмиряли конные полицейские. Их было немало — мостовая обильно окрасилась следствиями лошадиной жизнедеятельности.

Многие силовики были наряжены в бронежилеты, шлемы и похожие на мотоциклетные костюмы-«черепашки».

Пришедшие расположилась преимущественно по улицам Дурова и Щепкина. Их было столько, что некоторым приходилось молиться лицом к биотуалетам или стене.

По периметру огороженной территории установили громкоговорители — из них вещал муфтий, находящийся в здании мечети.

Священнослужитель произнес достаточно стандартную речь. Поздравил мусульман от имени государственных деятелей — притом президента называл по имени-отчеству-фамилии, а мэра - «Сергей Собянин». Единственная неожиданная весть пришла с Черного моря. Как рассказал муфтий, «завтра граждане Крыма начнут возводить в Симферополе главную Соборную мечеть».

Помолившись, мусульмане свернули коврики и собрались уходить — и в ту же секунду вскрылся главный организаторский просчет. По необъяснимым причинам полицейские выпускали людей всего через несколько ходов — узкой струйкой и с перерывами.

Это вызвало агрессию и недовольство — зажатые забором принялись раскачивать металлодетекторы, навалились на заграждения и на моих глазах обрушили железный столбик какой-то исторической ограды. Им противостояли, судя по форме, призывники.

— Граждане, проходите! — кричали в мегафоны полицейские. За их спиной была разъяренная толпа, спереди — интересующиеся: именно они, по словам законников, не давали выпустить зажатых. Волонтеры дублировали призывы на иные языки.

— Вы мешаете работе правоохранительных органов!

— Алла… Акбар! — вторили мусульмане и наддавали по воякам. В некий момент на помощь пришел даже ОМОН — став плечом к плечу и образовав живую цепь.

— Уважаемый, этим людям не дали молиться, — обратился к одному из правоохранителей успевший на молитву вовремя гражданин. — Вызовите имама — пусть совершат обряд.

— Откуда я его возьму? У меня «имам» на спине не написано, — недоумевал полицейский.

— Вызовите по рации.

В какой-то момент полицейские все-таки уговорили людей с площади уйти — с ними ушел и я.