Опыт сегодня не в цене. Куда отправили советскую тренерскую
На модерации
Отложенный
Вчера смотрел старый советский фильм «Хоккеисты» с Жжёновым, Дуровым, Рыбниковым (1964 г.). Блестящая картина. Главная мысль: победа любой ценой не должна быть самоцелью. Хоккей — это, прежде всего, игра команды, где есть уважение. Где люди слушают и слышат друг друга.
Это ведь с самого детства идёт. Если ещё ребёнком человека научили слушать, то он всегда вас поймёт. А где учат? Да в основном в самой обычной школе. Потому что мама с папой всегда на работе, гувернанток ни у кого нет. А наши некоторые детские тренеры всё норовят отвадить ребят от школы. Мол, тренировки, игры, а учебники — подождут. Я разговаривал со многими, пытался их переубедить. Но, опять же… Переубедить можно лишь того, кто тебя слышит.
Родители тоже порой не в ту сторону детей направляют. Почему у нас многие ребята стартуют очень здорово, потом сдуваются? Просто когда первые заработки приходят, то у мам-пап азарт начинается. А тут ещё и агенты какие-нибудь. И понеслось: как бы больше получить, да меньше отдать. А когда на первое место выходит вопрос зарплаты, считай, толку не будет. Человек сначала должен состояться, овладеть профессией, а деньги его сами потом найдут. По меньшей мере, так всегда считалось.
Тренерская судьба — это такая вещь непростая. Ты вкладываешь в игроков душу, здоровье, всё, что есть. А игрок потом может к тебе спиной повернуться, забыть о том, что многого добился благодаря учителю. Но к этому тоже надо постараться относиться с пониманием. Я лично считаю, что, если от меня отвернулись, значит, сам где-то не доработал.
На мой взгляд, тренер — это не просто человек, который выигрывает трофеи. Это тот, кто всю жизнь воспитывает игроков. И сам себя воспитывает всю жизнь. Знаете, в своё время я наблюдал за Виктором Васильевичем Тихоновом, который много дал мне и как игроку, и как человеку. Он мог идти по ледовому дворцу, встретить уборщицу, разговориться с ней. И даже из этого разговора он брал что-то для себя. Вот и мне интересно любое мнение, любая книга, которые могут дать толчок в работе, какую-то мысль. Порой это совсем далёкая от хоккея литература. Да я и в раздевалке ребятам вывешивал стихи, какие-то изречения классиков, которые несут в себе что-то полезное. Помните, как у Пастернака: «Быть знаменитым некрасиво. Не это подымает ввысь». Как раз про сегодняшний день. Как-то Слава Быков сказал очень хорошую фразу: «Нашим хоккеистам скромнее надо быть.
Ведь столько заслуженных людей вокруг нас — академики, доктора наук». Я хочу, чтобы ребята смотрели, что делается вокруг, а они смотрят на табло. У многих хоккеистов даже поговорка любимая: «Смотри на табло». Но не одно же табло существует!
Меня спрашивают: с кем проще работать — с начинающими или уже с состоявшимися игроками? Я считаю, что квалифицированному тренеру всё равно с кем работать. Но у нас почему-то принято думать по-другому. Поделили всех тренеров на категории: этот от обороны игру предпочитает, а этот — зрелищный хоккей; этот может с молодёжью работать, а этот — со звёздами. Вешают штампы. На меня тоже такой штамп повесили: «Воробьёв — это тренер молодёжи». Глупость какая-то. В 2004-м, когда локаут в Северной Америке был, я работал с тольяттинской «Ладой». Тренировал тогда ребят — НХЛовцев, которые приехали. И всё нормально было, дошли тогда до финала.
Мне сложно говорить за себя. Зачем? Пусть мою работу оценивают специалисты, болельщики — это их право. Хотя мне кажется, что болельщики ко мне относились с теплотой. Когда вдруг получилось так, что мне пришлось покинуть «Локомотив», они приехали меня провожать, столько тёплых слов сказали. Думаю, это потому, что я к ним всегда с уважением относился. Вот и они ко мне. Я лишь могу сказать, что мне есть ещё чем поделиться, что передать ребятам. Но мне не кажется, что сегодня опыт — в цене. Знаете, у японцев есть выражение: «Люди убирают листья с земли, но они не понимаю, что листья — удобрение для следующих ростков». Вот так и у нас убирают специалистов, говорят: «Это отработанный вариант, ушло его время». Но смотришь на американские лиги — там тренеры трудятся десятилетиями, и никто их просто так за борт не выбрасывает. А у нас… Знания перестали быть чем-то необходимым. Этого уберём, нового возьмём — он сам решит, что делать дальше. Можно, конечно, и такой путь выбирать. Правда, много шишек на этом пути набивается. А можно и по другому пути идти. Как, скажем, те же финны. Позвали к себе Юрзинова, Майрова, Богданова — всё из них вытащили, записали, переварили, адаптировали и прекрасно сейчас пользуются нашими наработками. А мы? Да как-то не ценили тренерскую школу свою русскую, советскую. Ну что делать, такое время сейчас.
Комментарии