Путин против Конституции. Борьба продолжается
На модерации
Отложенный
В немецком Котбусе на прошлой неделе прошла конференция, посвященная проблеме защиты прав человека в Европе и России. Организатором выступила Немецкая Ассоциация Объединенных Наций (United Nations Association of Germany).
Среди участников - директор Института Исследования Погоды и Энергетики Аксель Хюбнер, уполномоченный по России Amnesty International Петер Франк, бывший управляющий делами Генерального Секретаря ООН профессор Альбрехт Хорн, председатель союза адвокатов Бранденбурга доктор Гольниш.
Я выступил с докладом о ситуации с правами человека в России.
Кремль тратит огромные деньги на пропаганду путинского режима за рубежом. Задача моя была простая: донести до наших соседей (причем именно для представителей гражданского общества, а людей из руководства европейских стран) альтернативную точку зрения на ситуацию с правами человека в России. Пусть люди делают выводы, имея объективную информацию из разных источников.
Ниже - текст моего выступления на конференции.
ВЛАДИМИР ПУТИН ПРОТИВ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ. БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ.
Уважаемые коллеги!
Хочу выразить благодарность организаторам конференции за возможность рассказать авторитетной аудитории о проблемах, связанных с правами человека в современной России.
Я убежден, что только сами граждане нашей страны могут обеспечить её устойчивое демократическое развитие. Однако внимание наших европейских друзей к нарушению гражданских и политических прав на территории России имеет для нас серьезное значение. Российская демократическая оппозиция видит будущее нашей страны в содружестве цивилизованных европейских стран.
За последние два десятилетия моя страна прошла сложный извилистый путь. Ростки демократии, проявившиеся на фоне массового антикоммунистического движения начала девяностых годов, пытались пробиться через толстый асфальт политических кризисов, тяжелую трансформацию экономики и ковавшееся годами патерналистское сознание моих соотечественников.
К большому сожалению, начало нового века ознаменовалось в России авторитарным реваншем, возвращением в Кремль представителей советских спецслужб и фактической ликвидацией демократических институтов, фундамент которых был заложен в девяностые годы.
В значительной степени эти драматические процессы связаны с именем Владимира Путина. Этот человек был назван преемником первым российским президентом Борисом Ельциным. На мой взгляд, это одна из главных ошибок Ельцина, перечеркнувшая большинство его заслуг перед нашей страной.
Путин пришел во власть на волне милитаристской истерии, связанной с началом военной кампании в кавказской провинции Чечня. Путин обещал навести порядок жесткой рукой, использовал агрессивную риторику в отношении правозащитников, независимых журналистов и пацифистски настроенных оппозиционеров.
Вскоре недружественная риторика сменилась откровенным прессингом оппозиционеров. За десять лет в России фактически был создан режим личной власти Владимира Путина, который хоть и оставил президентский пост, по-прежнему сохраняет все рычаги управления страной.
За то время, что отведено для моего доклада, я расскажу о некоторых шагах путинской администрации, приведших к такому результату. Одновременно вы сможете видеть фотографии разгона мирных демонстраций оппозиции в Москве и других российских городах. Более красноречивого фона для моего рассказа придумать невозможно.
Основным законом Российской Федерации по-прежнему остается демократическая Конституция, которая гарантирует гражданам соблюдение их основных прав. В соответствии с Конституцией, россияне имеют право на независимые медиа, на свободу собраний, право избирать органы власти и быть избранными во власть, право создавать общественные и политические объединения, право критиковать власть.
Однако за последние десять лет все эти гарантированные законом права стали не более чем декларацией. На практике бесконтрольность и вседозволенность чиновников, полицейский произвол, диктат стали характерные чертами путинского режима.
За время правления Путина в России практически ликвидированы свободные выборы. Кремль повысил проходной барьер в федеральный и региональные парламенты, запретил создание избирательных блоков. Выборы губернаторов и мэров большинства крупных городов заменены процедурой назначения.
Нормой стало административное вмешательство в избирательный процесс, когда оппозиционных кандидатов снимают с выборов под надуманными предлогами. Я, например, дважды за последние полгода выдвигал свою кандидатуру на выборах в региональные парламенты.
В Москве избирательная комиссия под давлением властей признала недействительными все 100% подписей, поданных в поддержку моей регистрации. Одновременно в регистрации было отказано всем кандидатам от нашего движения «Солидарность» и многих другим оппозиционерам. Очевидно, что власть ставила задачей не просто снять нас с предвыборной гонки, но сделать это вызывающе демонстративно.
Уже после выборов к двум десяткам активистам, помогавшим мне в сборе подписей, домой приходили следователи и оказывали на них психологическое давление.
Аналогичная ситуация сложилась в феврале этого года на выборах в парламент Калужской области, где я входил в избирательный список партии «Яблока». Никто из кандидатов от демократической оппозиции не допущен к выборам.
Немало примеров, когда в ходе избирательной кампании против активистов оппозиции фабрикуют уголовные дела, милиция арестовывает тиражи агитационных материалов, устраивает погромы в типографиях, где они печатаются.
Необходимо добавить, что финансирование избирательных кампаний жестко контролируется Кремлем, партии, допущенные к выборам, неформально обязаны согласовывать спонсоров в администрации президента.
Партийная система, зачатки которой сформировались в России после ликвидации всевластия КПСС, была последовательно смята путинской администрацией. Ей на смену пришла имитационная псевдо-многопартийная конструкция, которая напоминает модель, существовавшую в ГДР. Только в советской Германии малые партии признавали руководящую роль коммунистов, а в современной России эта роль отведена созданной Путиным партии «Единая Россия».
Число зарегистрированных партий, имеющих право участвовать в выборах, за последние десять лет сократилось в России с шестидесяти (60) до семи (7).
Кремль резко ужесточил партийное законодательство: для регистрации партий необходимо набрать минимум 45 000 членов и открыть региональные отделения более чем в половине субъектов федерации.
Администрация президента бесцеремонно вмешивается в процесс принятия партийных решений, шантажирует руководителей партий и угрожает лишить их регистрации. Например, на парламентских выборах 2007 года под давлением властей партия «Союз правых сил» была вынуждена отказаться от включения в избирательный список депутата Владимира Рыжкова и правозащитницу Ирину Ясину.
Кроме того, многим оппозиционным политикам вместе с их сторонниками было отказано в праве зарегистрировать партии и, соответственно, участвовать в выборах. В частности, такая участь постигла упомянутого выше Владимира Рыжкова и бывшего премьер-министра РФ Михаила Касьянова, ушедшего в оппозицию Путину после 2004 года.
Режим Путина взял под контроль все значимые средства массовой информации, способные влиять на общественное мнение россиян.
Еще в 2001 году под видом коммерческого разбирательства с телеканала НТВ была удалена практически вся журналистская команда, предлагавшая телезрителям альтернативную точку зрения на происходившие в стране события. Шаг за шагом в стране не осталось независимого телевидения.
Вы не найдете сегодня на российском ТВ ни одного политического ток-шоу в прямом эфире. Власть систематически игнорирует предвыборные дебаты. Запрещено упоминать фамилию Путина в негативном контексте. В каждой редакции существуют черные списки оппозиционных политиков, которых нельзя пускать в эфир.
Лишь несколько газет, радиостанций и интернет-ресурсы позволяют себе критику властей. Однако многие из них входят в структуры, аффилированные с властью и в любой момент могут быть закрыты. Например, радиостанция «Эхо Москвы», которую считают наиболее свободным российским СМИ, принадлежит компании «Газпром». Существование «Эхо Москвы» возможно только до тех пор, пока это разрешает Путин.
Жесточайшим образом в современной России подавляются уличные выступления оппозиции.
Кремль сформировал запретительное законодательство, регулирующее уличные демонстрации, предоставив широкие полномочия местным властям не санкционировать акции протеста.
Еще в конце девяностых годов любой желающий мог реализовать право на акцию протеста, например, у стен российского парламента. Митинги оппозиции были обычным делом в любом из российских городов. Сегодня же обычным делом стали атаки на демонстрации со стороны милицейского спецназа.
За последние годы власти отказались согласовать практически все оппозиционные шествия в центре Москвы. В то же время для проведения шествий проправительственных организаций мэрия легко перекрывает движение транспорта на центральных проспектах города.
Участники протестных выступлений подвергаются силовому давлению, независимо от пола, возраста и социального статуса.
Спецназовцы в грубой форме задерживали известную правозащитницу Людмилу Алексееву (82 года), ветерана второй мировой войны генерала Алексея Фомина (80 лет). Последний сравнил задержавших его милиционеров с фашистами, против которых он воевал с оружием в руках.
Еще один пример. 22 августа 2009 года мы вместе с тремя сотнями моих товарищей по движению «Солидарность» попытались пронести по улице в центре Москвы российское знамя. 22 августа – государственный праздник в России, в 1991 году в этот день был остановлен коммунистический путч. Нашей целью было выразить праздник людям, которые отдали в тот день свои жизни во имя свободы и демократии в России.
Однако шествие знаменосцев было встречено усиленными отрядами милицейского спецназа, который отобрал у нас российский флаг и арестовали несколько десятков демонстрантов.
Нередко акции протеста заканчиваются уголовными делами для активистов оппозиции. Обычно их обвиняют в нападении на сотрудников милиции и подконтрольные властям суды отправляют их за решетку или дают условные сроки.
К сожалению, никого в России уже не удивишь и прямыми репрессиями против представителей оппозиции, независимых журналистов, правозащитников и бизнесменов.
За последние годы в результате заказных убийств российское общество потеряло нескольких ярких критиков режима Путина.
В подъезде собственного дома застрелена журналистка «Новой газеты» Анна Политковская, рассказывавшая в своих статьях правду о кровавых реалиях Северного Кавказа.
В Чечне застрелена правозащитница Наталья Эстемирова, пытавшаяся заставить российские власти соблюдать права в этом сложном регионе. В соседнем Дагестане застрелен лидер местного отделения партии «Яблоко» Фарид Бабаев.
В Москве забит до смерти оппозиционный активист Юрий Червочкин. Последнее, что он успел сообщить друзьям по телефону: его преследуют сотрудники спецслужб, допрашивавшие его ранее.
С 2003 года находится за решеткой Михаил Ходорковский, некогда самый богатый человек России, финансировавший оппозицию без разрешения с Кремлем. Конфликт с Путиным стоил Ходорковскому свободы и потери самого успешного в стране бизнеса.
За сообщение в блоге, которое не понравилось властям, за решетку отправлен оппозиционер из Татарстана Ирек Муртазин. По аналогичному обвинению условный тюремный срок получил критиковавший власть в интернете студент из Екатеринбурга Савва Терентьев.
Избит и покалечен главный редактор оппозиционной газеты «Химкинская правда» Михаил Бекетов. У него ампутирована нога и часть руки, он потерял способность говорить.
Ночным нападениям в подъездах своих домов подвергались оппозиционные политики Иван Стариков, Сергей Удальцов, Марина Литвинович, правозащитник Лев Пономарев (на фото - ниже) и многие менее известные активисты.
Нередко физические атаки связанных с Кремлем боевиков носят публичный характер.
Так, при попытке проведения Марша несогласных в 2009 году его участники были атакованы бригадой молодчиков. Нескольким активистам были нанесены травмы разной степени тяжести, многие вынуждены были обратиться за медицинской помощью. Аналогичная ситуация повторилась в январе этого года.
В последние месяцы обозначилась еще одна тенденция. Прессинг со стороны властей оказывается уже не только на активных участников оппозиционных движений. Преследованиям подвергаются и обычные граждане, пытающихся привлечь внимание властей к своим проблемам. В числе попавших под давление властей оказались автомобилисты, протестующие против повышения транспортного налога. Граждане, отстаивающие свои жилищные права. Студенты, добивающиеся отмены призывного принципа комплектования вооруженных сил.
Описанная мной картина демонстрирует массовый характер нарушений гражданских и политических прав в современной России.
Мы не ждем помощи от западных правительств. Демократия в России – это, безусловно, дело российских граждан.
Но мне кажется важным, чтобы гражданское общество дружественной нам объединенной Европы имело объективную картину происходящего в соседней стране.
Я искренне надеюсь, что европейцы не позволят путинской пропаганде запудрить себе голову.
Когда вам говорят, что Путин построил в России свободное и цивилизованное общество, знайте: вам врут.
Комментарии