Общественно опасное решение
На модерации
Отложенный
Решение районного суда, который присудил оппоненту «Единой России» депутату Саратовской городской думы Леониду Фейтлихеру выплатить партии 300 тыс. руб., выглядит беспрецедентно. Дело в том, что предметом рассмотрения в суде оказалось содержание непубличного письма гражданина президенту Дмитрию Медведеву, поданное им в порядке, в каком обычно россияне жалуются в органы власти, и в частности в администрацию президента. В ответ те, на кого жаловался Фейтлихер, в частности представители саратовского регионального отделения «Единой России» и депутат Госдумы Николай Панков, заявили об ущемлении чести, достоинства и деловой репутации.
Общественные деятели, не связанные с партией власти, выразили беспокойство в связи с таким развитием событий, ведь те, на кого жалуются граждане президенту или даже губернатору, априори не могут быть довольны даже самим фактом такого обращения в вышестоящие инстанции. Наказание, по сути, за сам факт жалобы в приемную президента РФ, по мнению общественников, опрошенных «Росбалтом», может поставить под вопрос весь смысл института обращений граждан к власти.
«Любой нормальный суд должен отклонять иски, в которых идет речь о письмах граждан в органы власти. С общественной точки зрения саратовское дело «Единой России» против своего оппонента – очевидная глупость, потому что граждане должны иметь право на высказывание своего мнения и на возможность обратиться к президенту с тем, чтобы после этого не последовали репрессии в адрес автора обращения», — заявил «Росбалту» член Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества, директор Института прав человека Валентин Гефтер.
Член Общественной палаты РФ, президент фонда «Холокост» Алла Гербер считает опасным симптомом и признаком нарушения обратной связи между властью и обществом факт того, что содержание письма жителя Саратова президенту России стало предметом судебного разбирательства по искам третьих лиц. «Конституция гарантирует гражданам возможность обращения в органы власти вплоть до президента. Если в письме президенту или иному высокому должностному лицу речь идет о нарушениях закона, ущемлении прав, несправедливости, то автор такого письма вправе как минимум ожидать уважительного и внимательного ответа от адресата. Но вместо этого на него подают в суд. Это совершенно неадекватно и не должно остаться без внимания общественности».
А по мнению главы комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов, силовых структур и реформированию судебной системы Анатолия Кучерены, если письмо саратовца Леонида Фейтлихера было направлено персонально определенному адресату или адресатам и нигде не публиковалось и не предавалось гласности, то следует сначала разобраться, как его содержание стало известно третьим лицам, которые обратились в суд с исками.
Ранее зампред комитета по безопасности Госдумы (фракция «Справедливой России») Геннадий Гудков назвал решение Октябрьского райсуда в отношении письма Леонида Фейтлихера президенту РФ неконституционным и опасным. В ответ председатель саратовского облсуда Василий Тарасов признал, что суды региона не всегда выносят законные и справедливые решения. А представитель саратовского реготделения «Единой России» Александр Ландо, ранее выступавший за легализацию публичных домов в регионе, напротив, считает вердикты суда по письму Фейтлихера главе государства законными и обоснованными, о чем он уведомил в открытом письме депутата Гудкова.
В письмах, которые парламентарий направил персонально руководителям государства, не разглашая их содержание через публикации в СМИ, высказывалась обеспокоенность ростом антисемитизма в Саратовской области. «Как гражданин России и депутат Саратовской городской думы считаю, что бурно проросший под крышей Саратовского отделения партии «Единая Россия» оголтелый антисемитизм является серьезной угрозой для всей российской государственности», - этот фрагмент письма истцы и потребовали опровергнуть в судебном порядке.
Рассмотрев эти требования, суд принял сторону партии власти. В ноябре 2009 года та же судья Октябрьского районного суда Саратова удовлетворила аналогичный иск депутата Госдумы Николая Панкова к Леониду Фейтлихеру, взыскав с последнего 100 тыс. руб. за то, что в тех же письмах Медведеву и Путину он называет Панкова одним из вдохновителей антисемитской кампании в Саратове.
В то же время в декабре 2009 года Роскомнадзор вынес уже два предупреждения местным изданиям «Открытым текстом» и «Наша версия в Саратове» о недопустимости нарушения Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» за публикацию статей о Леониде Фейтлихере, в которых содержались высказывания о превосходстве одних религий над другими, а также в связи с «высказываниями, нарушающими права, свободы и законные интересы гражданина, обусловленные его социальной, расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежностью». То есть сам факт антисемитизма государственные органы посчитали доказанным.
Комментарии