Кремль втянули в кошмар под названием «зоич»
Дмитрий Медведев, возможно, задумался над тем, зачем вообще нужны России зимние Олимпийские игры в Сочи
В логотипе XXII зимних Олимпийских игр в Сочи, вопреки замыслу художников читается, скорее, не «Сочи 2014», а странное сочетание «cочи – зоич» (sochi – zoiч), в котором, к тому же, вопреки правилам грамматики, имя собственное «Сочи» (Sochi) пишется с маленькой буквы. Навевает сомнения и сама оригинальность концепции дизайнеров. Зачем нужно было платить баснословные суммы за столь невразумительное графическое решение британцам, попросту сделавшим дубль того же, что и для Игр XXX Олимпиады 2012 года в Лондоне?
Кроме того, сама идея такого логотипа не нова. Пару лет назад один частный пользователь в сети интернет зарегистрировал доменное имя www.so4i.com В настоящее время он проводит на указанном сайте голосование, предлагая посетителям выбрать между двумя логотипами – официальным и придуманным им самим. Автор утверждает, что ничего гениального (того, что тянет на выплаченные полмиллиона евро) в работе британцев нет. В своих рассуждениях он апеллирует к широко распространенному употреблению пользователями Рунета цифры «4» вместо буквы «Ч» в кириллице и сочетания «CH» в латинской раскладке на клавиатуре компьютера. Кроме того, автор резонно утверждает, что его графическое решение гораздо в большей степени формирует законченный образ, поскольку в предложенной им анаграмме «SO4I – 2014» присутствует зеркальная идентичность четырех знаков, чего не скажешь об утвержденном логотипе, в котором зрительный образ формирует тождественность пяти (Sochi) к четырем (2014). В результате рождается химера – визуальный мутант «зоич».
Исследуя феномен зрительного образа «зоич», я позволю себе в дальнейшем использовать его написание заглавными буквами – ЗОИЧ, в стиле зашифрованного послания. И вот почему. У меня есть веские основания полагать, что само появление этого буквенно-цифрового кода неслучайно. Нам предстоит выяснить подоплеку тайной кодировки. Я постараюсь не перегружать читателя специфической лексикой культурологического по сути анализа.
Итак, первое, что хочется проверить – жизнеспособность кода ЗОИЧ. В изучении самой жизни как природного явления используют две основные философские категории – время и пространство. Время появления на свет логотипа-послания вполне соответствует тождественности пяти к четырем, он появился за пять лет (в 2009 году) до зимних Олимпийских игр в Сочи (2014), которые проводятся каждые четыре года. В рассматриваемом символе использованы пять колец (эмблема МОК), символизирующие участие атлетов со всех пяти обитаемых континентов, иначе говоря, со всех четырех сторон Света (Восток, Запад, Север, Юг) в окружающем нас пространстве. Приведенные данные свидетельствуют о наличии предпосылок создания гармоничной среды существования логотипа, обусловленных его внутренним числовым содержанием по отношению к абстрактным цифровым проявлениям во внешних условиях.
Второе. Написание личного имени города с маленькой буквы вне всякой связи с замыслом авторов объективно свидетельствует о крайне незначительной роли в жизни российского общества (тем более международного сообщества) райцентра Краснодарского края – Сочи. О влиянии внутригородских процессов на формирование политической, экономической и социальной структуры государственного уровня вообще говорить не приходится. Но в речах российских политиков высшего ранга, восторженно приветствующих новоявленный олимпийский статус Сочи, неизменно содержится тезис о том, что Игры окажут влияние на развитие спортивной отрасли по всей стране в целом. Они пытаются убедить граждан в целесообразности предстоящих колоссальных трат из бюджета.
Пробуем разобраться, каким образом вложения в инфраструктуру Сочи окажут содействие развитию баз для занятий спортом в других регионах? Одним из основных побудительных факторов развития спорта и физической культуры в стране до недавнего времени выступала соответствующая Федеральная целевая программа, в которой предусматривалось финансирование строительства и реконструкции объектов в регионах с долевым участием государства и бюджетов регионов РФ (или привлеченных ими инвесторов) в соотношении 50 на 50. С принятием специального олимпийского законодательства все изменилось. Приоритетным объявлено строительство олимпийских объектов в Сочи. В этом смысл кода ЗОИЧ – в его зашифрованном послании прочитывается отказ федеральных властей от своей доли участия в финансировании строительства объектов в регионах. Проект ЗОИЧ хоронит надежды жителей многих городов России на строительство спортивных объектов, на увеличение размера социальных выплат и пособий и многие другие общественные блага. Так что истинное значение написания олимпийского Сочи с маленькой буквы – всего лишь проекция будущего к нему отношения в обществе.
В свете сказанного можно проследить и еще одно возникающее значение ЗОИЧ в культурном контексте его написания на латинице, которое как бы служит приглашением в общемировой протест на развитие олимпийской индустрии. В истории олимпизма далеко не все так гладко, как преподносят нам деятели Олимпийского комитета России. Есть немало примеров противодействия проведению Игр. Россия, кстати сказать, была в этом деле первой среди всех. После октябрьского переворота 1917 года правительство большевиков приняло решение отказаться от участия в буржуазных Олимпийских играх, устраиваемых на потеху публике всякий раз в разных странах. Был и отказ от проведения уже запланированных зимних Олимпийских игр 1976 года в Денвере (США). В ходе специального референдума горожане высказались против проведения Игр. Мэрия и правительство вынуждены были согласиться с мнением народа. Но это было в стране с устоявшимися демократическими традициями. А вот в столице соседней с Соединенными Штатами Мексики 2 октября 1968 года специально созданное подразделение для охраны общественного порядка во время Игр – Олимпийский батальон (Olympic Battalion), состоявший из бойцов спецподразделений полиции и национальной гвардии, расстрелял демонстрантов, выразивших протест на проведение игр. Во время беспорядков в этот и последующие дни погибло по разным оценкам от 15 до 300 человек, требовавших от правительства решения социальных конфликтов: «Не хотим Олимпиады, хотим революции!» (No queremos olimpiadas, queremos revolución!)
В российской прессе, практически, не освещалось широкое антиолимпийское движение в Канаде. Целый ряд общественных организаций выступили против проведения Игр: созданное в 2002 году движение «Нет Олимпиаде 2010, крадущей нашу родную землю» (No 2010 Olympics on Stolen Native Land) и в том же году «Сеть сопротивления олимпизму» (Olympic Resistance Network), учрежденный в 2006 году «Комитет сторожевых псов, стерегущих от Игр 2010 года» (2010 Games Watchdog Committee). Эти организации развернули широкую кампанию, в которой осуждали пустые траты денег из казны на создание олимпийских объектов, экологический ущерб от масштабного строительства, в особенности, санно-бобслейных трасс, показуху чиновников и невнимание к насущным проблемам граждан Канады. Честно говоря, когда я читал их материалы, меня не покидало ощущение сопричастности, как будто речь шла не о той стране. И сам собой возник вопрос: а так ли уж неправы канадские антиолимпийцы?
Если взять во внимание тезис о том, что олимпийские достижения способствуют пропаганде массового увлечения спортом, то большие сомнения вызывает широкое участие народных масс в керлинге, прыжках на лыжах с трамплина, санном спорте, включая скелетон и бобслей. Особенно с учетом российских особенностей возведения и содержания таких объектов. Недавно построенная в Деденево (Дмитровский район Московской области) санная трасса оказалась непригодной для подготовки наших спортсменов, вынужденных по-прежнему тренироваться за рубежом. Но 50 млн. долларов на нее потрачено. И тут же приходится задуматься над тем, для чего на строящемся горнолыжном курорте в Сочи санно-бобслейная трасса, лед для керлинга, конькобежная арена и биатлонный комплекс? Отдыхающие никогда не будут массового посещать эти объекты, требующие к тому же колоссальных затрат на содержание.
В целом, в современном обществе сформировалось позитивное отношение к спорту вообще, которое породило убеждение, что участие в Олимпийском движении служит укреплению престижа нации. Все так, за исключением одного. Самого главного. Престиж наций укрепляют только победы, когда в честь победителя исполняют гимн. Никакие другие места, кроме первого, не дают ничего, кроме горечи разочарования, как спортсменам, так и болельщикам. И если уж говорить об истоках олимпизма, то в Древней Олимпии награждали только победителей, олимпионикам ставили статуи, чеканили монеты с их изображением и освобождали от налогов. И никаких свидетельств о почестях проигравшим нет. Лозунг о том, чтобы «участвовать ради участия» нужен только МОК для демонстрации всеохватного характера Игр.
Сможет ли Россия победить в Сочи – большой вопрос, над которым без сомнения задумались в Кремле. И это тем более актуально, поскольку олимпийцы работают на авторитет власти, вскормившей их и давшей им такую возможность стать чемпионами. К несчастью для власти, спортсмены продолжают работать на авторитет власти и когда они проигрывают. Так что, как ни крути логотип «сочи-зоич», все говорит о тех, кто затеял черноморские Игры. Возможно, поэтому нас пытаются ввести в заблуждение рекламной кампанией «Сочи – это мы», с какими-то людьми в халатах, на тракторах, в банках, с телефонами и проч. Именно власть и только власть всегда в ответе за Игры, которые ей нужны для поддержания ее же престижа. Народ готов радоваться победам спортсменов и за пределами Родины.
Комментарии
Однозначно то, что все это ни какого отношения к развитию массового спорта в Россиие не имеет. Да и к спорту вообще.