"Золотое время" для России кончилось

Всего два года назад Россия, благодаря своим запасам энергоносителей, казалась похожей на восходящую супердержаву – и пугало для Запада, когда она могла делать что хочет. Всё это в прошлом.

Пять лет назад, когда цены на нефть неуклонно росли, а экономисты подогревали опасения о пике добычи нефти и газа, казалось, что у главных поставщиков энергии, таких, как Россия, на руках все козыри. Тогдашний президент Владимир Путин говорил о своей стране как «энергетической супердержаве» и использовал энергетические поставки в качестве грубого инструмента внешней политики Кремля. Прекращение поставок газа на Украину вызывало панику в Европе, в то время как западные энергетические компании ожесточённо боролись за то, чтобы урвать кусок российских нефтегазовых месторождений.

Но всё это позади. Сегодня сверхгигантское Штокмановское месторождение природного газа под арктическим дном – единственное крупное месторождение углеводородов, открытое в России с советских времён, - почти законсервировано из-за высокой стоимости извлечения газа из подводного месторождения. В то же время, международный спрос на российский газ резко упал. А между тем правительство подорвало доверие инвесторов, оказывая давление на «Бритиш Петролеум», одного из немногих крупных инвесторов, оставшихся в российском энергетическом секторе, в целях передачи гигантского сибирского газового месторождения в руки конкурента, находящегося в собственности правительства. Москве пора распрощаться с мечтами об энергетической гегемонии.

Одна проблема в том, что рецессия обескровила европейский спрос на российский природный газ (потребление упало в 2009-м году на 7%). Другая – в том, что спрос на импортируемый природный газ в Соединённых Штатах также снизился. Благодаря сланцевому газу и другим нетрадиционным источникам, таким как битуминозные пески, США сейчас близки к самообеспечению природным газом. Это страшный сон для Штокмана, где бизнес-план зависит от охлаждения продукта до состояния сжиженного природного газа (СПГ), для экспорта в Соединённые Штаты.

Это делает Штокмановское месторождение, с его резервами в 3,7 трлн. кубометров, больше похожим не на стратегическое будущее российского природного газа, а на леденец, закатившийся под диван. Конфетка сладкая, но не настолько уж нужная. К тому же её очень трудно достать. Стоимость извлечения газа глубокого залегания в суровых условиях Арктики – 20 млрд. долларов. Это оказалось препятствием для «Газпрома» и его младших партнёров – французской компании «Тоталь» и норвежской компании «Статойл».

Это проблема для «Газпрома», который был главной дубиной путинской внешней политики всего четыре года назад, когда он настраивал одну европейскую страну против другой в их рвении проложить газпромовские газопроводы по своей территории. Сейчас Европейский рынок, кажется, перенасыщен. Есть ещё более тревожный сигнал. Традиционные поставщики «Газпрома» – месторождения в центральноазиатских странах: в Туркмении и Казахстане – начали запускать собственные газопроводы напрямую в Китай, где у потребления газа есть будущее. И, хотя «Газпром» всё ещё контролирует около 17% мировых подтверждённых запасов природного газа, многие из его имеющихся месторождений начинают иссякать. Добыча на оставшейся части – например, на месторождении Боваленково на отдалённом полуострове Ямал в Сибири, – потребует массивных инвестиций денег и ноу-хау.

Кто хочет вкладывать такие деньги без всякой гарантии их возвращения?

Вот почему последняя атака на «Бритиш Петролеум» является настолько странной – и настолько тихой. Время падения спроса, неустойчивых цен на энергию и нервозности инвесторов по поводу развивающихся рынков, возможно, кажется малоподходящим моментом для расправы с одним из немногих крупных иностранных инвесторов в российском энергетическом секторе. Но это не помешало российской природоохранной инспекции («Росприроднадзор») угрожать вышвырнуть «Би-Пи» с гигантского месторождения «Ковыкта» в Восточной Сибири. Официальная причина этой угрозы – предполагаемый ущерб окружающей среде – та же самая, на которую ссылалось российское государство, когда «Ройял Датч Шелл» вынуждали продать «Газпрому» свою долю в нефтяном месторождении на Сахалине 2 года назад ниже рыночной стоимости. Но настоящая причина, видимо, в том, что государственная нефтяная компания «Роснефть» имеет виды на месторождение «Би-Пи».

Вряд ли это первый случай, когда российское правительство заставило раскошелиться «Би-Пи» – или другого инвестора. В 2007 году российское Министерство природных ресурсов угрожало разорвать контракт по «Ковыкте» из-за якобы имевшихся нарушений в графике разведки. Тогда хищником был «Газпром», которому хотелось получить «Ковыкту» по бросовой цене, и, в то же время, торопился заполучить кусок газового проекта «Би-Пи» в Тринидаде и Тобаго. Эта сделка зашла в тупик из-за правовых споров и, в конце концов, была потоплена в 2008 году экономическим кризисом, который умерил ненасытные экспансионистские аппетиты «Газпрома».

Но сейчас, кажется, «Роснефть» начала с того места, где закончил «Газпром» – процесс напоминает инвесторам во всех секторах об опасности ведения бизнеса в России. Разница, конечно, в том, что в 2007 году цены на энергоносители росли, и по миру в изобилии бродили деньги инвесторов, отчаянно искавших высоких доходов, невзирая на риски. Сегодня картина противоположная. «Здесь на карту поставлено не только большое газовое месторождение. Речь идёт об инвестиционном климате в стране вообще, – говорит Валерий Нестеров, нефтегазовый аналитик из брокерской компании «Тройка Диалог». – Россия должна привлекать иностранцев для разработки Ямала и шельфовых месторождений».

Россия остаётся крупнейшим экспортёром нефти и газа в мире – даже крупнее, чем Саудовская Аравия. Но, в отличие от стран Залива, Россия быстро выкачивает нефтяные и газовые скважины. Чтобы использовать свои резервы, и сохранить свой статус «энергетической сверхдержавы», России нужно прекратить рвать с инвесторами только из-за того, что падение спроса испортило итоговую цифру прибылей. Потребление газа вернётся на прежний уровень. Но желания России быть сверхдержавой также не приобретут вес, если она будет отталкивать своих партнёров. Без них её новые резервы – как Штокмановское месторождение – останутся похороненными в земле.