Подмигивание тандема
Фото, вернее, телесессия российского президента вместе с премьером вызвали вал догадок о причинах такого выхода в люди. Собственно хождение в народ началось несколько раньше, в Севастополе во время погружения Путина в бухте и обзора затонувших кораблей из древней истории. Общение по связи президента, который был на дне, с премьером на берегу и положило началом очередной пропагандистской кампании.
По мере разрастания кризиса сначала вокруг Крыма, потом на Донбассе Дмитрий Медведев ушел или его сознательно увели, в информационную тень. На экранах телевизоров на федеральных каналах было две темы: Украина и как в ней все плохо и достижения только благодаря начальнику государства российского. И никого, кто хоть на сантиметр мог приблизиться к его сияющему образу.
И вдруг такой поворот, вернее переход к прямо перпендикулярному курсу. В экспертном сообществе в Москве снова вспомнили уже несколько подзабытый термин — тандем.
Отсюда следовал вполне логичный вывод — в Кремле задумали какую-то новую кампанию существенной чистки ближайшего окружения президента. Как подтверждение знаковый уход на малозначимый политический пост в Совете Федерации раннее весьма близкого к Путину еще с петербургских времен руководителя Российских железных дорог (РЖД) Владимира Якунина. Давно было известно о существенных проблемах в отношениях между главным железнодорожником и премьер-министром. Последний долго не подписывал продление контракта с Якуниным и открыто добивался устранения его с поста руководителя РЖД. Тогда Путин стал на сторону Якунина, и это служило дополнительным подтверждением падения статуса премьера. Все чаще стали говорить о его близкой отставке.
В принципе, исходя из логики проводимой Путиным политики как внутри страны, так и на международной арене существенное изменение персонального состава ближайшего окружения российского президента следовало ожидать. Антизападный курс плохо совмещался с прозападным близким кругом. Последнее не следует понимать как сторонников тесных отношений с Западом всех этих Тимченко, Ротенбергов, Вексельбергов и т.д. Просто они тесно связаны с Европой и США в смысле деловых отношений, размещением капиталов и просто значительной недвижимостью приобретенную на заработанные непосильным трудом средства.
Однако жесткая бинарная логика в сложных системах не всегда срабатывает. На принятие решений влияет так много факторов, в том числе и субъективных, что учесть их не всегда представляется возможным.
Не мог Путин предполагать, а скорее всего, не хотел прислушаться к предостережениям, что антизападный курс, так называемые контрсанкции, не продуктивны и отрицательно скажутся на российской экономике и финансах. Потом было ожидание, что падение цен на нефть, укрепление доллара будет достаточно кратковременным, а также деятельность пророссийской агентуры в европейских странах приведут к отмене или частичному снятию санкций. В мае и июне после встречи министра иностранных дел России Сергея Лаврова и государственного секретаря США Джона Керри ожидалось значительное потепление двухсторонних отношений.
Ничего подобного не произошло. Более того, цены на нефть показывают устойчивую волатильность, после кратковременных отскоков следуют значительные падения стоимости нефть и газа, а также надежды на Китай оказались иллюзорными. В дипломатической сфере скандалы следуют один за другим. И каждый раз со значительным ударом по имиджу страны. То председателя Государственной думы Сергея Нарышкина не пустили в Финляндию, то главе верхней палаты Федерального собрания Валентине Матвиенко дали ограниченную визу в США. Похоже, что предстоящий визит Путина юбилейную сессию Генеральной ассамблеи ООН тоже пройдет в обстановке дипломатической изоляции и соответственно очередным ударом по имиджу.
Уже самого президента. А тут еще заседание G20 в турецкой Анталье и весьма вероятно повторение прошлого унижения в австралийском Брисбене.
Проблемы в российской экономике нарастают как снежный ком. По итогам текущего года российская промышленность, как ожидает Министерство экономического развития (МЭР), просядет уже не на 1,3–1,6% (таким был майский прогноз) и даже не на 2,3–2,8% (июльский прогноз), а на 2,5–3%. Пересмотр оценок МЭР объясняет «изменением ожиданий относительно инвестиционной активности предприятий и темпов восстановления внутреннего спроса». Даже внутри наиболее успешных отраслей по отдельным позициям наблюдался производственный спад. Еще один повод для пессимизма — ускоряющееся на фоне санкций, бюджетной экономии и до сих пор высокой ключевой ставки падение инвестиций в основной капитал.
Понятно, что большие чиновники стараются по возможности приукрасить довольно сложное положение, но всем ясен негативный тренд. И даже заоблачный рейтинг Путина начал постепенно снижаться, как показал недавний опрос Левада-центра.
К тому же Украина не развалилась от экономических проблем, не объявила дефолт, как того со дня на день ожидали в Кремле. Более того, появились первые проблески выправления экономической ситуации, что придает Киеву дополнительную уверенность. Медленно, через пень колоду проходят политические изменения, и децентрализация не учитывает пожеланий Москвы по поводу особого статуса Донбасса. Впарить Украине сепаратистские регионы не получается, наоборот, продолжение нынешнего курса приведет к тому, что Москве придется их взять на обеспечение, что после Крыма вызовет усиление недовольства даже терпеливого народа России.
Осталось только одно. Демонстрировать поворот. Приблизить Медведева, который почему-то на Западе имеет имидж либерала. При этом как-то забывается, что Кавказская война состоялась именно в период его президентства. Такая себе короткая информационная рокировка, вдруг легковерный Запад поверит, что в Москве произошли изменения и начнет Нарышкина с Матвиенко снова пускать. А там и что-то под словесную либерализацию выторговать. Вон бацько Лукашенко две встречи в Минске провел, стал уже предпоследним диктатором в Европе и даже выпускает своих политических оппонентов. Почему бы не повторить подобный фортель. Одна проблема. Как говорят в украинском городе Одессе, два раза хохма — это уже не хохма.
Медведев имеет репутацию мягкотелого несамостоятельного политика. Он был президентом в принципиально иной ситуации — с растущей экономикой, высокими ценами на нефть, иллюзиями относительно возможности перезагрузки отношений с США. Обострение глобального экономического кризиса, которое пришлось на начало президентства Медведева, прошло без титанических усилий российской власти по спасению ситуации внутри страны. Тогда она вышла из кризиса даже раньше мирового сообщества и против России не вводили санкций.
Теперь под давлением неблагоприятных внешних и внутренних факторов давление на Медведева с разных сторон может усилиться. К тому же и Запад будет оценивать реальные дела, а не слова российского руководителя. Минимум, на который придется решиться Медведеву, если он действительно вернется, — полностью уйти из Украины и свернуть ДЛНР. Тогда, может быть, с Москвой начнут серьезно разговаривать. И не нужно никаких иллюзий. Переговоры будут вестись с позиции силы. И без потери лица не обойдется. Хоть Путину, хоть Медведеву.
Все это в Кремле прекрасно известно. Остается только подмигивать Западу, а еще больше сильно взволнованной элите. Что-то пытаемся делать, а там как получится. Если не удастся, не судите строго. Хотели как лучше…
Комментарии
Дай коснуться чуткой рукой
Этих острых гор снеговой белизны,
Этих мест, на которые нанесены
Сталинград,
Каховка,
Джанкой.
Покажи мне, товарищ, где ост, где вест,
И скажу я тебе тогда,
Как, сынов провожая из отчих мест,
Мать рыдала и были слезы невест
Солоны, как морская вода.
Покажи мне, товарищ, где север, где юг,
И скажу я тебе тогда,
На какой параллели,
В каком бою
Пролетали гулко в железном строю
Броневые мои поезда.
А чё с вовочкой случилось? Он стал заметно ниже гномика Медведа. А было наоборот.
Президент также отметил, что остановить снижение рубля можно, но это будут нерыночные методы. «Мы не регулируем нерыночным способом эту ситуацию, потому что если так сделать, мы быстро спалим золотовалютные резервы», — приводит агентство его слова.
У меня вопрос. Если с Западом прекратятся совсем отношения, и не будет притока валюты, как следствие, пополнения ЦБ.
То, России капздец? Это вытекает из слов ВВП.
Чтоб обезопасить себя от внешнеполитических рисков, их негативном влиянии на экономику, нужно иметь национальную финансовую систему, не привязанной к баксу, а чтоб она стояла на 3х китах: НАЦИОНАЛЬНЫХ БОГАТСТВАХ, СОЦИАЛЬНОМ МИРЕ, УВАЖЕНИИ к ЗАКОНУ.
на благо себя и Страны...