Угроза исламизма vs национальная идентичность

Французский копирайт на республиканские ценности

На протяжении нескольких лет французский парламент в Париже думал над вопросом: можно ли гражданам публично демонстрировать свои религиозные убеждения с помощью соответствующей формы одежды. Параллельно в той же Франции, но уже в Страсбурге, Европейский суд по правам человека рассматривал ту же самую проблему. В конце января парламентарии решили: республиканские ценности важнее – религиозные одежды носите дома, а в публичных местах одевайтесь по-светски. Меньше чем через месяц, в конце февраля страсбургские судьи постановили ровно противоположное: ходите по улицам в чем хотите, и никто вам слова поперек сказать не смеет.

К счастью, конфликта между двумя авторитетными европейскими институтами удалось избежать. Решение парламента касалось Франции, а судьи имели в виду Турцию. Концепцию, в соответствии с которой весь мир должен разделять единственно верные западноевропейские ценности, оставили в далеком прошлом, во временах колониализма. Теперь в Западной Европе этого прошлого стыдятся и знают, что мир разнообразен и мультикультурен, поэтому другие страны должны отказаться от слепого копирования и адаптировать у себя европейские практики с учетом местных реалий. Правда, что и как учитывать, решать будут снова европейцы.

О том, как специальная комиссия французского парламента рекомендовала законодательно запретить носить паранджу в общественных местах под угрозой штрафа, можно подробнее почитать в моем посте здесь. Поддержанные многочисленными высказываниями президента Саркози и разных министров, депутаты решили, что такая откровенная демонстрация религиозных убеждений противоречит республиканским принципам Франции. Мусульмане со своими балахонами и покрывалами угрожают французской национальной идентичности, подрывают идеалы равенства и светскости, за которые французы пролили столько крови во время многочисленных революций. А когда речь идет о принципах la Republique, свобода вероисповедания отходит на второй план.

В случае Турции все произошло ровно наоборот. В 1996 г. мусульманская секта Aczimendi tarikaty собралась на какую-то свою религиозную церемонию в одной из мечетей Анкары. После молений они отправились гулять по улицам турецкой столицы, разодетые в свою сектантскую униформу: черный тюрбан, шаровары и черные длиннополые халаты. Все были при длинных бородах. Выглядело это примерно вот так. Более исламистский наряд придумать сложно.

Бдительная турецкая полиция, тщательно охраняющая светский характер турецкого государства, всех сектантов арестовала. Начался судебный процесс. На суд исламисты пришли в том же наряде, утверждая, что этого требуют их религиозные убеждения. Поэтому сектантов осудили не за уличное хулиганство, а за появление в религиозной одежде в публичном месте. По завещанным Ататюрком законам, так наряжаться можно только на религиозные церемонии.

После того, как все турецкие судебные инстанции подтвердили обвинительный приговор, 126 членов секты Aczimendi tarikaty обратились с иском в Европейский суд по правам человека.

В иске значилась точно такая же формулировка, как в рекомендациях французских депутатов: «демонстрация религиозных убеждений с помощью одежды». Только турецкие сектанты жаловались, что их за это преследуют, а не использовали в качестве оправдания преследований.

24 февраля Страсбургский суд, наконец, вынес решение в пользу сектантов. Турция еще в 1949 г. подписала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, а она гарантирует свободу выражения религиозных убеждений. Раз религиозные убеждения сектантов требуют именно такой формы одежды, то турецкие власти преследовать их за это не могут, потому что это нарушает принципы свободы совести и вероисповедания. Кстати, Франция эту конвенцию не только подписала, но даже выступила одним из соавторов, став страной-основательницей Совета Европы, при котором как раз и действует Европейский суд по правам человека.

Судьи также постановили, что секта Aczimendi tarikaty – организация малочисленная, прозелитизмом не занимается, и никакой угрозы общественному строю Турции она не представляет. Поэтому турецкие власти должны выплатить сектантам по 10 евро каждому и еще 2000 евро на всех на покрытие судебных издержек. Другое дело – француженки в парандже. Их в 65-миллионной Франции почти 2000 человек, каждая подает дурной пример и подрывает устои общества. Поэтому платить штрафы будут они.

И, конечно, страсбургским судьям, сидящим в праматери республик всего мира Франции, было смешно слушать рассказы о том, что в Турции тоже есть свои республиканские устои. Что борьба с религиозным фундаментализмом легла в самую основу национального турецкого государства. Что турецкая нация во главе с Ататюрком в начале ХХ века решила переделать страну из лидера исламского мира в светское европейское государство. Что они тщательно перенимали от Западной Европы все: начиная с государственных институтов и участия в НАТО и вплоть до латинского алфавита и любви к футболу.

В Турции правительства свергают при малейшей угрозе возвращения в исламский мир и отклонения от европейского пути развития. А тут разряженные сектанты гуляют прямо по улицам Анкары, любимому городу Ататюрка. Отец нации специально перенес туда столицу, подальше от слишком религиозного Стамбула, а они все равно вылезли. Нынешнего премьера Эрдогана когда-то с работы уволили только за то, что он усы сбрить отказался. А эти гуляют не то что с усами, а с длинными бородами, в тюрбанах и балахонах. Конечно, турецкие силовики – главная защита государственной светскости – не выдержали и засудили нарушителей.

Но во Франции это никому не интересно. Угроза исламизма – это только у нас, в Западной Европе может быть, а у вас в Турции – это национальная идентичность. Мало ли, чего вы там стараетесь. Мы в путеводителях на картинках все видели: у вас там мечеть Султанахмет и дервиши в халатах кружатся. Вот и ведите себя соответствующе.