70-я годовщина капитуляции Японии: не рано ли подводить черту?

1. Томиити Мураяма, бывший 20 лет назад японским премьер-министром, выступил тогда с заявлением по случаю 50-летия окончания войны. Мураяма назвал ошибочной политику Японии, приведшую страну на путь войны, агрессии и колониального правления. Это, заявил он, принесло колоссальный ущерб и страдания народам многих стран, особенно азиатских. Он выразил надежду, что ошибки не повторятся в будущем, а также принес искренние извинения, идущие от сердца.

Другой японский премьер, Дзюнитиро Коидзуми в 2005 году в заявлении по случаю 60-летия капитуляции Японии 15 августа 1946 года повторил те же ключевые фразы об агрессии, глубоком раскаянии и искренних извинениях.

2. Нынешний японский премьер-министр Синдзо Абэ сегодня в своей речи по случаю наступающей завтра 70-летия капитуляции его страны во Второй мировой войне признал, что Япония принесла "неизмеримый ущерб и страдания" невинным людям. Премьер-министр почтил память всех, кто погиб во время Второй мировой войны в Азии, включая японских граждан – жертв атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Причём, первыми он упомянул "три миллиона наших соотечественников", погибших на полях сражений.

А потом уже Абэ вспомнил и о людях, "которым наша страна нанесла неисчислимые бедствия и страдания: Я склоняю голову перед душами тех, кто расстался с жизнью дома и за рубежом, выражаю чувства глубокой скорби и вечные, искренние соболезнования" .

И  не моргнув глазом он тут же заявил, что поколения людей, не принимавшие участия в конфликте, не должны быть обременены постоянными извинениями. Уроки истории суровы, а "то, что сделано, уже не переделать", констатировал Абэ. Япония сделала для себя выводы и не повторит ошибок прошлого, отметил он: "Япония неоднократно выражала чувства глубокого раскаяния и приносила извинения за действия, совершенные во время войны", но люди, не принимавшие участия в конфликте, не должны нести ответственность за него: "Мы не должны допустить, чтобы наши дети, внуки и последующие поколения были обречены на извинения". (К слову, германский канцлер 10 мая сего года в Москве лично отдала дань погибшим в Великой Отечественной войне, возложив венки к Могиле неизвестного солдата).

3. Международный военный трибунал для Дальнего Востока состоялся в Токио. В трибунале были представлены 11 государств: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Филиппины. Как и на Нюрнбергском процессе, все пункты обвинения были разделены на три категории: А, В и С. Категория А включала в себя обвинения в Преступлениях против мира, планировании и ведении агрессивной войны, нарушении международного законодательства и применялась только против высшего руководства Японии. Категория В включала обвинения в массовых убийствах. Категория С — обвинения в преступлениях против обычаев войны и преступления против человечности, применялись к японцам любого ранга.

В обвинительном акте было сформулировано 55 пунктов, содержащих общие обвинения всех подсудимых и виновность каждого в отдельности.

В заключении приводилось большое количество военных преступлений, таких как Нанкинская резня, Батаанский марш смерти и др.

***Нанкинская резня: документы, а также записи, конфискованные у японских войск, показывают, что японские солдаты убили более 200 000 гражданских лиц и китайских военных в 28 массовых бойнях, и ещё по крайней мере 150 000 людей были убиты в отдельных случаях в течение печально известной резни в Нанкине. Максимальная оценка всех жертв — 500 000 человек. Убийства совершались с особенной жестокостью. Огнестрельное оружие, бывшее на вооружении японских солдат, не применялось. Тысячи жертв закалывали штыками, отрезали головы, людей сжигали, закапывали живьём, у женщин вспарывали животы и выворачивали внутренности наружу, убивали маленьких детей. Насиловали, а потом зверски убивали не только взрослых женщин, но и маленьких девочек, а также женщин преклонного возраста.

*** Марш смерти на полуострове Батаан: 75 тыс. пленных отправили в 97-километровый путь по разбитым дорогам с щебёночным покрытием в густой пыли. Марш сопровождался немотивированным применением силы и убийствами со стороны конвоиров, привёл к большим потерям среди военнопленных и гражданских. Падения, неспособность к дальнейшему передвижению, как и любое проявление протеста или выражения недовольства были фактически равносильны смертному приговору. Упавших добивали или оставляли умирать. Конвоиры обезглавливали упавших, перерезали им горло или просто пристреливали. Так же пленных закалывали штыками, насиловали, вспарывали животы, избивали прикладами и не позволяли пленным пить или есть в ходе марша (составившего около недели для слабейших из выживших) по тропической жаре. Заключённых атаковали за оказание помощи людям, упавшим из-за слабости или по другим причинам. По упавшим проезжали японские танки. Мотоциклисты выставляли винтовочные штыки на уровне шеи и проезжали вдоль ряда людей марширующих по дороге, нанося им смертельные порезы. Доклады участников марша, вынужденных идти 5-6 дней без пищи и даже без глотка воды, находятся как в послевоенных архивах, так и в виде фильмов.

***Другие преступления японской армии:

15 февраля 1942 японские войска оккупировали британскую колонию Сингапур и провели там этническую чистку, выявляя китайское население. Всё происходило с проявлением такой же жестокости, как и в Нанкине. В начале февраля 1945, после того как стало ясно, что оккупированную Манилу удержать не удастся, перед отходом японская армия приступила к методичному разрушению Манилы и уничтожению её гражданского населения. Если находились европейцы, то они высылались через нейтральные страны, согласно лозунгу «Азия для азиатов». Жители пятитысячного городка Каламбы были полностью уничтожены. Всего, по самым скромным предварительным подсчётам, с особой жестокостью было убито 111 000 человек.

Список преступлений японской военщины и политического руководства можно продолжать долго. Но японцы сегодня предлагают подвести черту под своим тёмным прошлым. Каково ваше мнение:

70-я годовщина капитуляции Японии: не рано ли подводить черту?