Как обустроить налоговую систему в России
На модерации
Отложенный
Какой должна быть налоговая система в стране? Справедливой, конкурентоспособной и необременительной для бизнеса. Об этом заявил Путин в мае 2004 года в своем президентском послании Федеральному собранию. С тех пор прошло почти шесть лет, но только самый отчаянный оптимист может сказать, что задача решена. Понятно, что кризис заставил определиться с приоритетами. Не вызывает сомнений и главный из них - безусловное выполнение государством своих обязательств перед гражданами. Однако, даже понимая, что основная задача налоговой системы в условиях кризиса - мобилизовать финансовые ресурсы для выполнения государством своих обязательств, - пополнение бюджета не должно превращаться в единственную цель налоговой политики. Налоговая система не должна мешать бизнесу бороться за выживание.
Глубина кризиса в России вызвана не столько внешними факторами, сколько серьезнейшими структурными дефектами экономики, в первую очередь ее абсолютной неэффективностью. Но призывы к модернизации и эффективной экономике вновь тонут в требованиях господдержки: от простого наращивания расходов до национализации предприятий и целых отраслей. Борясь с социальными рисками кризиса, государство убивает основной принцип рыночной экономики - ответственность за принимаемые решения самого человека, а вместо укрепления института частной собственности, ее легитимации предлагает наращивание госсектора в экономике.
Эффективность предприятий приносится в жертву преодолению социальных рисков. Вместо того чтобы бросить все силы на стимулирование создания новых рабочих мест, цепляемся за то, чтобы любыми средствами сохранить старые. Простой пример: производительность труда в цементной отрасли у нас в семь раз ниже, чем в Европе, зато численность работающих на среднем заводе в пять раз выше. "Нам нужна новая инновационная экономика", но готовы посадить любого работодателя только за то, что он с целью повышения эффективности своего предприятия кого-то уволил.
В авиации существует понятие "точка невозврата", или "точка принятия решения". Сегодня мы находимся в этой точке, и от принятых решений будет зависеть, сможем ли мы совершить рывок или будем консервировать старую, доказавшую свою полную неэффективность и, следовательно, неконкурентоспособность структуру экономики.
Помимо сугубо фискальных целей налоговая система должна наконец начать выполнять и стимулирующую функцию. Поддержка инновационной экономики путем предоставления существенных преференций предприятиям, внедряющим новые технологии, готовым вкладывать средства в разработку, а главное, внедрять результаты научных исследований, - вот главная задача налоговой политики. Впрочем, стоит сначала договориться, как минимум, о терминах. Например, что такое инновации. А то вновь под лозунгами о модернизации и инновационном развитии поддержим тех, кто просто "проедает" советское наследство в виде старых станков и идей.
Конечно, налоговая система - лишь часть экономической политики. Но не были доведены до конца и институциональные реформы. Отсутствие независимого суда, административные барьеры на пути любой инициативы, высочайший уровень коррупции, неуважение к правам и свободам личности, в первую очередь к праву частной собственности. Любой пожарный, санэпидеминспектор, милиционер и т.п. направляются потрошить бизнес и чувствуют себя при этом "санитарами леса", выполняющими заказ общества и государства.
Вот реальная атмосфера, в которой был вынужден все эти годы существовать бизнес. При этом часто основные проблемы вовсе не в плохих законах, а в правоприменительной практике. Какой смысл снижать ставки налогов, если то, что для развития и поддержки бизнеса сегодня оставило у предприятия государство, завтра в виде взяток и поборов отберут чиновники?!
Глубоко убежден, ключ к решению наших проблем в налоговой сфере - доверие между налогоплательщиками и государством. Но как восстановить то, чего не было?! Вот самый сложный вопрос!
Руководство страны неоднократно требовало "прекратить налоговый террор", перестать "кошмарить" бизнес и т.п. Сегодня эти требования должны стать императивами, правовыми ориентирами развития налоговой системы, установленными на законодательном уровне. Первый опыт показал: это возможно. Давайте вспомним, как в 2005 году мы "всего лишь" детально прописали процедуры налогового администрирования, максимально исключив возможность усмотрения чиновника. И вот первый результат: налоговые органы, которые в то время, по всем опросам, входили в тройку самых коррумпированных государственных органов, сегодня, по тем же опросам, не входят даже в десятку. Правда, их место "успешно" заняла милиция.
В конце 2008 года был существенно сокращен перечень прав милиции в сфере налоговых правоотношений. В результате утратили силу нормы, которые в правоприменительной практике в наибольшей степени использовались как "юридическое прикрытие" коррупционного давления на бизнес. Конечно, полностью снять остроту проблем, существующих в данной сфере, не удалось, однако в конце прошлого года один мой приятель-бизнесмен сказал: "Странно, год кончается, а ко мне УБЭП за зарплатой не приходил". То же самое я слышал от других. Подвижки произошли, и всего за один год!
В мае прошлого года резко сократились возможности проводить проверки малого бизнеса, не состоялись сотни тысяч проверок. Сколько здоровья, нервов и денег мы сохранили людям?! Наконец, как гром среди ясного неба грянул закон о декриминализации налоговой сферы, принятый в декабре прошлого года, цель которого сформулировал один из его авторов - Борис Грызлов: "Государство заинтересовано не в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков было привлечено к уголовной ответственности и "село" в тюрьму, а в том, чтобы как можно больше налогоплательщиков сознательно и добросовестно исполняли свои обязанности, а в случаях, когда налоговое правонарушение все-таки произошло, налогоплательщик, допустивший его, компенсировал государству все потери".
А ведь именно угроза привлечения к уголовной ответственности всегда являлась тем дамокловым мечом, который постоянно висел над головойпредпринимателя. Уверен, эти меры обязательно дадут результат, хотя конечно же мы только в начале пути. Очень важен в этой связи и следующий шаг - проект закона от "Единой России", запрещающего аресты в ходе предварительного расследования до приговора суда по всем экономическим составам, а не только налоговым. Однако изменение законов хотя и очень важно само по себе, но не главное. Предстоит решить тяжелейшую задачу: изменить сознание людей. Без этого и правоприменительную практику изменить невозможно.
Комментарии
"В том числе 18% НДС" поступают в безраздельную собственность производителей товаров и услуг.
Рассуждения К.Маркса о "добавочной стоимости", которую отчуждает (не отчуждает) в свою пользу капиталист материализовались в современном мире в виде НДС (VAT - value added tax).
Капиталистическая революция свершилась.