На экраны вышел триллер Мартина Скорсезе "Остров проклятых" (Shutter Island). Одно из сильнейших ультраправых высказываний современного кинематографа, его можно рассматривать как завуалированное требование "прекратить правозащитную истерику".
Картина создана в стилистике ретро-нуара и основана на романе современного криминального писателя Дэвида Лихейна, действие которого происходит в 1954 году. Федеральный маршал Эдвард "Тедди" Дэниелс (Ди Каприо) и его напарник Чак Оул (Марк Руффало) прибывают на закрытый остров Шаттер, где находится тюремная лечебница для душевнобольных. Их цель - расследовать таинственное исчезновение одной из пациенток. История картины выходит далеко за рамки индивидуальных диагнозов персонажей, приводя к самым широким выводам относительно современного общества, все более отчетливо тяготеющего к "нормализации" своих граждан.
Пожалуй, это одна из самых тоталитарных утопий Голлливуда за многие годы, полная глобальных откровений. Вот основные из них: карательная психиатрия - это миф; правительствам Германии, США или СССР и в голову не могло придти тайно исследовать на психах нейролептики или совершенствовать на них нейрохирургию; идея превращать граждан в послушных зомби - параноидальный бред или чья-то циничная ложь; а те, кто во все это верит, - тяжело больные люди. Эмигранты-менгеле из Третьего рейха, работавшие в концлагерях, а ныне в закрытых тюремных клиниках Америки - лишь скромные ученые с легким немецким акцентом; увидеть в них бывших нацистских палачей и садистов, чей опыт востребован и поныне, могут лишь в лучшем случае травмированные ветераны войны, ненароком повидавшие Дахау, а в худшем - белогорячечные алкоголики-душегубы, доведшие своих жен до детоубийства и теперь вообразившие себя чуть ли не уполномоченными по правам человека. Еще бы - ведь слова "Arbeit macht frei" красовались на воротах Освенцима, а не Дахау; главного героя все время подозрительно тошнит, а скрывающаяся в прибрежных катакомбах врачиха (важно, что интеллигентка - а из кого еще формируется "пятая колонна"?) истерично уверяет, что о творящемся на острове беззаконии знают абсолютно все.
Но ничего - теперь дело можно закрыть. Герои картины Тедди Дэниэлс и Рэйчел Соландо, а также и Мишель Фуко с Анной Политковской суть обыкновенные психопаты, отличающиеся друг от друга лишь тяжестью поразившего их психоза и выдуманными специально под психоз "легендами".
"Даже нейролептиков мы вам не давали". Наверное, за это следовало бы отдельно поблагодарить. Немного, правда, подмочила репутацию медиков история с каким-то не прошедшим испытание препаратом, который все-таки назначали глупому вояке - но этот эпизод из будущих сценариев картины можно преспокойно выкинуть. А заодно и разобраться, не являются ли, по большому счету, такими же галлюционациями события Второй Мировой, так называемый Холокост и многое другое из прошлого и будущего, включая, например, Гуантанамо, - если уж беглянка из пещеры так забавно верит в могущество северокорейской науки. В любом случае, теперь, когда правда "Острова" открылась, эти больные будут терзать своим бредом не социум, а специально обученный медперсонал, готовый, как мы видим, даже предоставить пациентам несколько дней свободы, чтобы те сами убедились в собственном безумии. А убедившись - сделали правильный выбор. Спокойно и без паники, как подобает мужчинам. Роза - цветок, соловей - птица, лось - животное. Осознав свое место в обществе, вы поможете ему сэкономить время и средства на вашу диспансеризацию.
Законы нуара органично вплетаются в теорию и психологию заговора. Конспирология (как и душа "черного фильма") состоит в осознании власти скрытого прошлого и тех (немногих и тоже скрытых) фигурантов, кому это прошлое известно. История несчастного федерального маршала учит читателей и зрителей обращению в глубины подсознания вместо поисков виноватых где-либо вовне. В конечном счете, расследование чьих-то посторонних злоупотреблений - самое злостное злоупотребление самого следователя. Даже поиски преступников или пропавших людей должны при должном внимании привести вас к глубинам вашей внутренней психической жизни, ибо оттуда все начинается и там все заканчивается. Проблемы же внешнего мира предоставьте специалистам, они разберутся.
Для современного кинематографического мейнстрима с его умеренно-либеральной идеологией, давно уже выставленной по дефолту, нарочито ретроградный, даже маккартистский "Остров проклятых" смотрится высказыванием, чья дерзость вызывала бы полное восхищение, кабы не маячающие за ней пугающие перспективы, из которых тюремная камера и смирительная рубашка - далеко не самое страшное.
Комментарии