Почем километр для народа?
На модерации
Отложенный
Этим летом многим российским водителям придется значительно раскошелиться. Я не про бензин, причина другая: в июле ощутимо повышается сумма оплаты за проезд по ряду платных дорог. Да вдобавок еще за проезд с ветерком и по другим недавно еще бесплатным магистралям с вас теперь тоже потребуют деньги.
Такое вот оно наше шоферское счастье и колесный фунт лиха: с 15 июля для пользователей самых дорогих в России километров платной трассы "Северный обход Одинцово" дневной тариф скакнул вверх. Для водителей легковых автомобилей на участке в 6,9 км плата увеличилась со 100 до 150 рублей. А проезд по всему участку в 17,7 км обходится уже в 250 рублей вместо 200. С 1 июля также подорожали платные участки дороги М-4 "Дон", а за проезд относительно недавно построенного участка от Москвы до Зеленограда на трассе М-11 Москва – Санкт-Петербург придется непривычно выложить 100 рублей.
Само собой, все эти "новеллы" – не мировая финансовая катастрофа.
Здесь заслуживает пристального внимания другое: тенденция. Хотелось бы знать: в какую сторону вывезет нас эта ценовая дорожная кривая? Вопрос не праздный, ведь от того, как будет в России развиваться система платных дорог, будут зависеть и комфорт, и благосостояние каждого россиянина, и даже в конечном счете развитие мобильной цивилизации. Дорог с проездом за деньги, обещают, будет все больше и больше. И если здесь возьмет верх элементарная жажда наживы концессионеров, и они в известных наихудших капиталистических традициях начнут регулярно задирать цену, то, как говаривал профессор Преображенский в "Собачьем сердце", – пропал дом. Платная трасса "Северный обход Одинцово" – это в каком-то смысле и на сегодня, и на завтра – парадная витрина платных российских дорог. Как здесь будут концессионеры вести хозяйство, так на это и будут равняться другие.
Словом, что ни говорите, а информация для всенародного размышления и даже повод для возможных невеселых выводов у нас теперь уже есть. И довольно основательный. Это и понятно: если уж тут на самых дорогих километрах в России и вроде бы даже во всей Европе решились повысить плату за проезд с ветерком... Кстати, уже не в первый раз – начинали-то с 50 рублей. В общем, тревожные мысли лезут этим летом в каждую шоферскую голову. Если кому-то можно в разы повышать плату, то и хозяевам дороги где-нибудь на трассе "Дон", например, или еще где-нибудь тоже можно спокойно равняться на "Северный обход Одинцово". И потихонечку, но регулярно и самозабвенно приписывать нулики в платежных квитанциях оплаты за проезд.
И все-таки в чем причина роста сумм оплаты за проезд? Может, совсем уж прогорели наши дорожники и им нужно только посочувствовать? Да вроде бы нет. Во всяком случае, по признанию журналистам представителя руководства ОАО "Главная дорога" Михаила Плахова, "финансовая модель, на основании которой инвесторы финансировали строительство этого участка, в принципе, выполняется. Но выполняется достаточно напряженно..." Вот это-то "напряжение", оказывается, и заставило поднять тарифы. Как говорится, хорошо, но мало и потому хочется еще.
А, может, в последнее время на российских платных дорогах машин стало меньше? Если так – выручка, понятно, упала. И тогда бы концессионеров тоже можно было бы понять: вложенные деньги хоть мытьем, хоть катаньем, но нужно "отбивать". Значит, нужда заставила повышать тарифы?
Но и здесь не совпадает.
Как признался председатель правления ГК "Российские автомобильные дороги" Сергей Кельбах, в 2014 году, например, по платным российским дорогам проехало 39 миллионов авто, это на 50% больше, чем в 2013-м. И если в 2013 году выручка равнялась 1,6 млрд рублей, то в 2014-м уже 2,4 млрд рублей. И в 2015 году машин все прибавлялось. Так где же логика в стратегии повышения цен? Ответ, возможно, содержится опять же в нехитрой хорошо знакомой пословице: аппетит приходит во время еды.
В целом ценовая дорожная политика также вызывает немало вопросов. Во-первых, непонятно, почему, если уж решаются поднимать оплату за проезд определенных участков дороги, дело дошло до того, что она увеличивается моментально и в разы – одинцовский Северный обход тому примером. Во-вторых, почему во многие разы отличается плата за километр у всех российских трасс? Где-то за километр проезда берут в районе рубля, а где-то километр для народа стоит больше двадцатки.
А где же тогда ФАС? Почему все это у борцов с монополизмом не вызывает живого интереса? Наверное, просто потому, что нет потребности. А у монополистов тем временем укрепляется чувство безнаказанности на будущее. Любопытно, что, например, после объявления о повышении платы за проезд на 50% одинцовского участка дороги представитель концессионеров заверил, что больше цена повышаться не будет. И тут же добавил: "В этом году".
Между тем дорожное начальство платных трасс, рекламируя их возможности и рассказывая о своих материальных затратах, как-то элегантно забывает о своих первоначальных обязательствах. Безусловно, дороги эти поновей, и скорость там позволяют развивать побольше. Но вот незадача: куда-то ушли в прошлое ранние рекламные рассказы о цивилизованных туалетах на трассах, о нормальном освещении шоссе и доступных услугах связи и о "многочисленных" оборудованных площадках для отдыха... Кстати, моральные и материальные затраты при строительстве платных дорог понесли и все россияне, весь народ – трассы проектировали по оптимальным прямым, вырубая при этом сотни и сотни гектаров леса, закатывая в асфальт поля. Вот только один штрих: для строительства одинцовской обходной трассы вырубили 150 гектаров реликтового Подушкинского леса. И еще: кроме частных инвесторов за строительство заплатило еще и государство. То есть тут и наши с вами налоги есть.
Наблюдая сегодняшнюю картину строительства и развития платных дорог в России, невольно приходишь к выводу о том, что здесь у нас пока еще не разработаны четкие правила игры, и прежде всего в ценовой политике. А остановиться, оглянуться и проанализировать все сейчас есть прямой смысл. Ведь платные дороги в нашей необъятной стране обещают развивать семимильными шагами. Сибирь, Дальний Восток, Центральная Россия – все это будущие рабочие площадки для дорожников. И в Центральной России – это прежде всего строительство ЦКАД. Новое подмосковное дорожное ожерелье, как заранее известно, будет трассой платной. По ней уж точно будет ездить народ из всей России. И новая трасса Москва – Санкт-Петербург примет авто тоже только за деньги. Так что если заранее не решить все назревшие дорожные задачки и не сделать политику концессионеров более логичной, понятной для граждан и доступной для пользователей, то новые стройки столько дров наломают, что те завалы аукнутся еще не одному поколению россиян-автомобилистов.
Комментарии