Девяностолетию перезахоронения останков невинно убиенных ...посвящается…
На модерации
Отложенный
Девяностолетию перезахоронения останков невинно убиенных казачьих семей в городе Урюпинске Волгоградской области посвящается…
Казачья пословица гласит: «Кто не был в Урюпинске, тот не знает России».
В нижнем течении Волги на юго-востоке европейской части России расположилась Волгоградская область. На северо-западе областного центра - города-героя Волгоград, находится город Урюпинск. Населённый пункт Урюпинск был основан в 1618 году (по другим данным в конце XIV века) как казачий посёлок Урюпин, был пограничной крепостью Рязанского княжества.
По другими данным Урюпинск был основан в 1680 году в среднем течении Хопра на правом берегу реки у обрыва или, как говорили в старину, "у руба". От этого, по одной из версий, и произошло название Урюпинска. Место, выбранное первыми поселенцами, оказалось неудачным - весной оно заливалось водой. Существенно упрочивалось экономическое положение станицы, когда в 1860 году из станицы Михайловской в Урюпинскую была переведена Крещенская ярмарка. Как свидетельствовали очевидцы, к середине XIX века Урюпинская ярмарка по великому стечению из разных мест купечества, по количеству товаров и их цене приближается к первейшим российским ярмаркам, в Донской земле она была наилучшей.
Рост товарооборота на ярмарках, увеличивалось население, строились подъездные пути. Таким образом, сформировался крупный торговый центр северо-восточной части региона
В 1704 году Урюпинск был перенесен на левый берег р. Хопр. В ХVIII-ХIХ вв. станица Урюпинская становится одним из важных торговых центров юга России. С начала 18 века в станице Урюпинская с 15 сентября по 10 октября стала проводиться Покровская ярмарка.
Немало укрывалось здесь участников народных восстаний, бежавших в Дикое поле, как называли в прошлом незаселенные земли на Дону и его притоках. Здесь в начале XI столетия и возникло Донское казачество. Сюда во времена Сталинских репрессий ссылали творческую интеллигенцию: советских художников, поэтов, музыкантов. Говорят, что именно представители бывшей столичной богемы и окрестили город «столицей русской провинции».
Недаром Урюпинск, раскинувшейся на берегах красивейшей реки Хопер, на протяжении нескольких веков был одним из центров казачьей культуры. Гордостью урюпинских казаков считается Покровская церковь, построенная в 1792 году и служившая главным храмом хоперского казачьего округа.
С 1857 станица Урюпино, город Урюпинск с 1929.
В 1954—1957 годах Урюпинск входил в состав Балашовской области
Имя этого города звучит как «притча во языцех». Ведь из 750 малых городов России с численностью до 50 тыс. человек именно Урюпинск признан «столицей российской глубинки».
Он расположен в живописном уголке природы на берегу реки Хопёр. Сегодня Урюпинск по праву считается самым экологически чистым городом Европы. В городе возрождают народные промыслы и старые казачьи традиции. Местные умельцы делают потрясающие урюпинские сувениры. Кто-то специализируется на нагайках – известном атрибуте казака-наездника, кто-то на вязании красивых платков из козьего пуха. Наряду с Шемякинской дачей – уникальным лесом, где сохранились дубы возрастом 350 и более лет. Покровская церковь является символом города. В Урюпинске установлен единственный в России памятник козе, как ее здесь называют «козе-кормилице». Говорят, что тот, кто сфотографируется на ее фоне и потрет ей нос, судьба будет счастливой. Памятник был вырублен из глыбы гранита весом в 20 тонн волгоградским скульптором Фетисовым.
Памятник рогатому животному был открыт в сентябре 2000 года, в день 382-й годовщины Урюпинска, в знак особых заслуг этого животного перед людьми. Ведь вязание пуховых платков и шалей здесь является исконным промыслом, а сегодня для многих урюпинцев и единственным источником доходов. Счастливое сочетание климата и растительности, «отшлифованная» столетиями порода урюпинских коз, сделали волгоградское Прихоперье одним из главных центров козеводства и пуховязания. В Урюпинском районе на 72 тысячи жителей приходится более 120 тысяч коз. Их пух тонкий (до 18-19 микрон) и длинный (до 10 сантиметров) идеально подходит для изготовления модного трикотажа. Именно такой пух имеет порода лонская серебристая, которая широко распространена в Волгоградской области и уже завоевала популярность благодаря энтузиастам этого старинного прихоперского городка. Во время Великой Отечественной войны ни в городе, ни в окрестностях боевые действия не велись, однако город подвергся авиаудару. Многие уроженцы города были награждены званием Героя Советского Союза и/или стали видными военачальниками. Город является родиной (местом рождения) внука Сталина — Евгения Яковлевича Джугашвили, геолога-нефтяника Д. В. Голубятникова.
14.06.2009 года в городе Урюпинске Волгоградской области прошел крестный ход и траурный митинг на месте массового расстрела казаков большевиками в 1919 г. В память о трагических событиях духовенство, верующие и представители казачьих станиц многих регионов России крестным ходом прошли до карьера, где на месте расстрела установлен памятный крест . Годы становления советской власти на Дону и в Прихоперье сопровождались ожесточенной вооруженной борьбой, в ходе которой станица Урюпинская много раз переходила из рук в руки. В 1929 году решением Президиума верховного исполнительного комитета станица Урюпинская была преобразована в город Урюпинск.
14 июня 1919 года состоялось перезахоронение останков расстрелянных казачьих семей в городе Урюпинске Волгоградской области. Исторически события, о которых ни в одном учебнике по истории России ничего не сказано, складывались следующим образом. 90 лет назад, 24 января 1919 года в обход центральных органов государственной власти и государственного управления РСФСР, минуя Пленум и Политбюро ЦК РКП(б), ВЦИК с его Казачьим отделом, Я. М. Свердлов – руководитель Оргбюро ЦК РКП(б) – подписал и организовал исполнение постановления следующего содержания:
«О РАСКАЗАЧИВАНИИ».
«…Последние события на различных фронтах в казачьих регионах – наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск заставляют нас дать указания партийным работникам о характере работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах.
Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного их истребления.
Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких- либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты. Это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Применять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.
4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи. 6 Выдавать оружие только надёжным элементам из иногородних.
7. Вооружённые отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка. 8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твёрдость и неуклонно проводить настоящие указания. ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.
Я. Свердлов». (журнал «Известия ЦК КПСС» (1989, N 6. С. 177-178). Ровно через 52 дня – 16 марта того же 1919 года это постановление было отменено, Пленумом ЦК РКП(б), как ошибочное. Тем не менее, этих пятидесяти двух дней исполнителям – Реввоенсовету республики (Л.Троцкий, Э. Склянский, И. Ходоровский, И.Смилга), РВС 8-й армии (И. Якир), Донбюро РКП(б) (С. Сырцов, А. Френкель), другим политическим организаторам, согласно постановлению, – хватило времени для кровавой расправы над казаками, что привело к втягиванию Казачества в гражданскую войну, более того, к расколу общества.
Каждый из них, являясь представителем политической власти в воинских формированиях – исполняя должности членов военных советов соединений и объединений – основываясь на Постановлении, подписанном Я. Свердловым, в свою очередь сами издавали документы применительно к местным условиям. «…Казачество должно быть уничтожено, как народ, способный к самоорганизации.», – подтвердил цель, указанную в постановлении Свердлова на одном из заседаний партийного актива Воронежской губернии Л. Троцкий. 3 февраля 1919 г. он издал по Вооружённым Силам Республики, приказ «О расказачивании». А 5 февраля был издан приказ N 171 «О расказачивании» РВС Южного фронта.
8 апреля Донбюро, как метастазу, выдало постановление: «Насущная задача – полное, быстрое и решительное уничтожение казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, распыление и обезвреживание рядового казачества…»
Все эти документы, основанные на подписанном Свердловым Постановлении, прямо предписывали:
а) физическое истребление по крайней мере 100 тысяч казаков, способных носить оружие, т.е. от 18 до 50 лет; б) физическое уничтожение «верхов» станиц, хотя бы и не принимающих участия в контрреволюционных действиях;
в) выселение значительной части казачьих семей за пределы Донской области;
г) переселение крестьян из малоземельных северных губерний на место ликвидированных станиц…
И это были не пустые угрозы: и Донбюро, и Реввоенсовет республики, и РВС 8-й армии, и других формирований требовали неукоснительного исполнения на местах своих приказов и распоряжений.
«Ни от одного из комиссаров дивизий не было получено сведений о количестве расстрелянных…
В тылу наших войск и впредь будут разгораться восстания, если не будут приняты меры, в корне пресекающие даже мысли о возможности такового. Эти меры: полное уничтожение всех, поднявших оружие, расстрел на месте всех, имеющих оружие, и даже процентное уничтожение мужского населения. Никаких переговоров с восставшими быть не должно», – как и все его подельники, требовал исполнения приказа от подчинённых ему наёмных отрядов член РВС 8-й армии Иона Якир. (ЦПА ИМЛ, ф.17, оп. 65, д. 34).
Показательно в этом плане предписание Донбюро РКП(б): «В целях скорейшей ликвидации казачьей контрреволюции и предупреждения возможных восстаний Донбюро предлагает провести через соответствующие советские учреждения следующее:
1) Во всех станицах, хуторах немедленно арестовать всех видных представителей данной станицы или хутора, пользующихся каким-либо авторитетом, хотя и не замешанных в контрреволюционных действиях, и отправить как заложников в районный революционный трибунал. (Уличенные, согласно директиве ЦК, должны быть расстреляны.)
2) При опубликовании приказа о сдаче оружия объявить, что, в случае обнаружения по истечении указанного срока у кого-либо оружия, будет расстрелян не только владелец оружия, но и несколько заложников.
3) В состав ревкома ни в коем случае не могут входить лица казачьего звания, некоммунисты. Ответственность за нарушение указанного возлагается на райревкомы и организатора местного ревкома.
4) Составить по станицам под ответственность ревкомов списки всех бежавших казаков (то же относится и к кулакам) и без всякого исключения арестовывать и направлять в районные трибуналы, где должна быть применена высшая мера наказания». (Партархив Ростовской области (ПАРО), ф. 12, 23, д. 51, л. 11).
Несмотря на команду о прекращении репрессивных мер, по сути, запрет подписанного Свердловым Постановления, выполнение данных в нём указаний продолжалось.
Донбюро РКП(б), не взирая на запреты Пленума, продолжало работать в раз заданном императиве. Резолюция, принятая им 8 апреля, рекомендовала донским органам рассматривать донское казачество как базу контрреволюции.
«…Все это, – говорилось в ней, – ставит насущной задачей вопрос о полном, быстром, решительном уничтожении казачества как особой экономической группы, разрушение его хозяйственных устоев, физическое уничтожение казачьего чиновничества и офицерства, вообще всех верхов казачества, активно контрреволюционных, распыление и обезвреживание рядового казачества и о формальной ликвидации казачества». (ЦПА ИМЛ, ф.17, оп. 65, д. 34, л. 163-165).
Все эти планы и действия по их выполнению были столь бесчеловечны, что привели в ужас даже большевистских представителей Центра, находившихся в воинских формированиях южного и восточного фронтов. «Партийное бюро, – докладывал посланный на Дон московский коммунист М.Нестеров, – возглавлял человек… который действовал по какой-то инструкции из центра и понимал ее как полное уничтожение казачества…
Расстреливались безграмотные старики и старухи, которые едва волочили ноги, урядники, не говоря уже об офицерах. В день расстреливали по 60-80 человек…
Во главе продотдела стоял некто Голдин, его взгляд на казаков был такой: надо всех казаков вырезать! И заселить Донскую область пришлым элементом…» (Член РКП Замоскворецкого района М. В. Нестеров ЦА ФСБ РФ. С/д Н-217. Т. 4. С. 149-153).
Другой московский коммунист К. Краснушкин докладывал в ЦК большевистской партии: «Комиссары станиц и хуторов грабили население, пьянствовали… Люди расстреливались совершенно невиновные – старики, старухи, дети… расстреливали на глазах у всей станицы сразу по 30-40 человек, с издевательствами, раздевали донага. Над женщинами, прикрывавшими руками свою наготу, издевались и запрещали это делать…»
Жестокость расказачивания по Я. М. Свердлову и его единомышленникам объясняется не только условиями гражданской войны, но и тем, что значительную часть проводников этой политики на местах осуществляли лица не русского происхождения (евреи, прибалты, мадьяры, чехи, словаки и другие), которым были чужды культура, история и боевые традиции российского Казачества.
(Расказачивание – А. П. Федотов и другие «КАЗАЧЕСТВО, ЗНЦИКЛОПЕДИЯ» М. 2008.)
«В силу приказа о красном терроре, на Дону расстреляны десятки тысяч безоружных людей. Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество», – писал в своём воззвании к казакам и в письме Ленину в августе 1919г. Ф.К. Миронов.
Но глас его оказался гласом вопиющего в пустыне. Голос Филиппа Кузьмича Миронова смолк в казематах Бутырской тюрьмы… (РЦХИДНИ ф. 5, оп. 2, д. 160, л. 22-23; ЛОСЕВ Е. Миронов. М. 1991, с. 349, 340-341). Вспоминая события тех лет, М. А. Шолохов пишет (письмо А. М. Горькому (Пешкову) от 6 июня 1931 г.): «Алексей Максимович! …Некоторые «ортодоксальные» «вожди» РАППа обвиняли меня в том, что я будто бы оправдываю восстание, приводя факты ущемления казаков Верхнего Дона. Так ли это? Не сгущая красок, я нарисовал суровую действительность, предшествовавшую восстанию; причем сознательно упустил такие факты, служившие непосредственной причиной восстания, как бессудный расстрел в Мигулинской станице 62 казаков-стариков или расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков (бывшие выборные хуторские атаманы, георгиевские кавалеры, вахмистры, почетные станичные судьи, попечители школ и проч. буржуазия и контрреволюция хуторского масштаба) в течение 6 дней достигло солидной цифры – 400 с лишним человек. Наиболее мощная экономическая верхушка станицы и хутора: купцы, попы, мельники, отделывались денежной контрибуцией, а под пулю шли казаки зачастую из низов социальной прослойки. И естественно, что такая политика, проводимая некоторыми представителями советской власти, иногда даже заведомыми врагами, была истолкована как желание уничтожить не классы, а казачество». (Шолохов М. А. Собр. соч. в 8 тт. Т. 8. М., 1980. С. 31).
А Реввоенсовет Восточного фронта (Иосиф Ходоровский) на основе Постановления Оргбюро издал 28 февраля 1919-го года Инструкцию (для секретного и служебного пользования), войскам фронта, направленную на поголовное истребление Оренбургского и Уральского Казачества:
«1. Все, оставшиеся в рядах казачьей армии после 1 марта, объявляются вне закона и подлежат беспощадному истреблению.
2. Все перебежчики, перешедшие на сторону Красной Армии после 1 марта, подлежат безусловному аресту. ЧК предписывается строжайшим образом расследовать обстоятельства их перехода.
3. Все семьи оставшихся в рядах казачьей армии после 1 марта объявляются арестованными и заложниками. 4. Объявленные заложниками поступают на учёт местного Совета: членам указанных семей и их имуществу производится учётная перепись.
5. Выезд семьям и их членам, объявленным заложниками, безусловно, воспрещается.
6. Все члены семей, объявленные заложниками, дают, во исполнение пункта 5, подписку.
7. В случае самовольного ухода одной из семей, объявленных заложниками, подлежат расстрелу все семьи, состоящие на учёте данного Совета.
8. Имущество расстрелянных конфискуется и распределяется среди беднейшего населения.
9. Все сражавшиеся против Красной Армии с оружием в руках и перебежчики, перешедшие после 1 марта, и освобождённые из- под ареста, лишаются права голоса, находясь на положении деревенской буржуазии.
10. Казаки в возрасте свыше 45 лет, не имеющие сыновей в Красной армии и не стоящие на стороне Советской власти должны быть расстреляны.
11. Расстреливать на месте вместе с семьями казаков, не сдавшихся в плен по истечении недельного срока». (РЦХИДНИ с. 60, 69 70.)
Огромное количество казаков и членов их семей были расстреляны и в Урюпинске Волгоградской области и более двухста человек живьем закопаны в братские могилы. На тачанке из пулемета в одном из хуторов в один день было расстреляно шестьдесят казаков и членов их семей. На следующий день сорок человек. Это был геноцид Казачества, как части великого русского народа, народа государствообразующего на огромном евроазийском пространстве.
В июне 1919 года состоялось перезахоронение останков невинно убиенных казаков. Ровно через девяносто лет казаки России провели крестный ход и траурный митинг , отдав долг памяти этому важному историческому событию. На окраине станице Урюпинской, согласно принятой в декабре 1919 года директивы Оргбюро ЦК РКП(б) "О расказачивании " проводились массовые расстрелы. В целом в ходе репрессий погибло более 1,5 миллиона донских казаков. На этом месте сегодня установлен поклонный крест и мемориальная доска. Сегодня возникает вопрос, почему именем Я. М. Свердлова нанёсшего непоправимый ущерб нашему народу, ущерб, который до сих пор кровоточит, будоражит современное российское общество, названы площади , проспекты , улицы и переулки во многих областях и городах многострадальной матушки России (имя палача Свердлова должно быть черным цветом внесено на осиновом колу, который должен быть вбит на месте захоронения этого изверга или нечеловека. Прим. автора)
В нашей стране и за рубежом широко известна демографическая катастрофа в России. Особенно среди русского народа. Ежегодно население страны убывает до миллиона человек. Численность города Урюпинска Волгоградской области, несмотря на активные действия советских властей, так и не смогли поднять на уровень начала 1919 года.
Отсюда следует: не есть ли это результат деятельности нынешних духовных наследников Якова Михайловича?
Комментарии