Чем греческий дефолт опасен для России и Украины

На модерации Отложенный

Греция давно живет не по средствам, в долг. И если бы проблема была чисто экономической, то Евросоюз давно бы от Греции избавился. Но иногда балласт полезнее нести, чем сбросить. Таджикистан был планово убыточным проектом СССР, производя в 2,6 раза меньше валового регионального продукта, чем туда было направлено инвестиций из Москвы. Тем не менее, исходя из определенных соображений, СССР считал необходимым спонсировать и содержать его. Для США такой дотационный регион — Аляска, для ЕС — Греция.

Испания, Португалия, часть Италии, Ирландия были в той же ситуации, что Греция, но, получив поддержку, постепенно стали выбираться на достойный уровень. С Грецией ситуация уникальна: деньги берет, а возвращать не собирается. Кажется, ЕС все еще надеется, что сработает испанский вариант. А все потому, что у ЕС есть геополитические страхи, касающиеся потери Греции. Не хочется создавать прецедент выхода одной из стран из зоны евро и получать территорию с непонятным статусом.

Гнать Грецию взашей — значит терять надежду на возврат денег окончательно.

Расчет греческого руководства опирается не на экономические факторы, а на политические. Ципрас предполагает, что ЕС будет по-прежнему кормить Грецию, потому что иначе она уйдет под контроль, например, России. Он пытается играть роль Лукашенко: танцует на проволоке между двумя силовыми блоками — шантажирует Евросоюз и заставляет его платить и улыбается России с небольшой надеждой на то, что от нас он тоже что-то получит. Ну, с той лишь разницей, что Лукашенко получает питание из России.

Какое решение по Греции примут Меркель с Олландом? Предсказать детали вряд ли возможно. Но решение будет плохое и вынужденное. Насколько плохое, зависит от массы вещей. Но можно точно сказать, что через год Греции будет гораздо хуже, чем ЕС. Все социальные и туристические программы она реализовывала исключительно благодаря Евросоюзу, который вбухивал в них много денег. Думаю, Греция захочет виртуально выйти из Евросоюза, чтобы все греки аплодировали патриотизму Ципраса, а материально оставаться в нем, чтобы получать из него деньги. Но Ципрас с возу — Ангеле легче.

Чем греческий дефолт опасен для России и Украины

Обжегшись на Греции, Евросоюз будет дуть и на Украину. Слишком велик риск. На фоне греческого кризиса Украина быстро растеряет иллюзии о скором вхождении в Евросоюз. В Греции хотя бы нет войны, она давно член НАТО, она небольшая страна.

А Украина в экономическом смысле еще более рискованная инвестиция, чем Греция: Украина — это 40 миллионов с чудовищной патриархальной, советской еще политической структурой и огромным грузом коррупции. От трупного яда, которым Советский Союз заразил все свои бывшие территории, довольно трудно очиститься — страны Балтии при всей их европейскости продолжают очищаться уже 25 лет.

В России патриотическая общественность, безусловно, будет радоваться и хлопать в ладоши: Греция подложила свинью Евросоюзу, а значит, нам это хорошо. Но Греция не столько подложила свинью ЕС, сколько самой себе. Теперь всем понятно, что надо быть просто безумцем, чтобы вкладывать деньги в экономику Ципраса.

России греческий кризис на пользу, только если исходить из системы ценностей игры с нулевой суммой: когда все, что плохо Западу, на пользу нам. Но думать так совершенно неправильно, потому что никто, кроме Путина, не играет в эти игры. Ухудшение ситуации с Грецией провоцирует ухудшение положения России тоже, потому что для европейцев российская экономика — такая же зона риска, как и греческая, даже больше. Очевидно, что рубль упал после реакции на греческие события, и нефть упала, и индекс РТС упал. Инвестиций Россия в ближайшем будущем не получит.

Что будет с «Турецким потоком»

О строительстве «Турецкого потока» будет много спекуляций. Первая спекуляция: Греция отходит от ЕС, а значит, приходит к нам, и нам это выгодно. Но это не так. Греция продемонстрировала высшую степень цинизма по отношению к Евросоюзу, и нет никаких оснований для того, чтобы рассчитывать на меньший цинизм по отношению к нам. Если Россия сможет дать деньги, то Греция будет нам широко улыбаться. Но у России нет денег, чтобы содержать Грецию на том же уровне, на каком это делал ЕС.

Никто не знает, будет ли такой же спрос на газ, когда «Турецкий поток» начнет функционировать. Налицо тенденция на сокращение и диверсификацию газового спроса, и новый газопровод может оказаться впустую потраченными деньгами.

Если Россия и будет инвестировать в Грецию, то лишь вербально — на словах, на переговорах. Иначе России придется изымать деньги из бюджета и резервных фондов. Неправильно инвестировать в Грецию, потому что неправильно инвестировать в того, кто тырит мелочь по карманам.