Греческий кризис Европы как проявление справедливости

На модерации Отложенный

Официальная информация: 61,31% из проголосовавших на референдуме 5 июля 58% граждан Греции дали отрицательный ответ на вопрос: «Принять ли проект соглашения, который был представлен Европейской комиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом на Еврогруппе 25.06.2015 и который состоит из двух документов, составляющих единое предложение?» Ответ «да» выбрали 38,69% участников референдума.

Итоги референдума ставят Евросоюз перед нелегким выбором: или пойти на компромисс с «левоцентристским» правительством Алексиса Ципраса, предоставив греческой стороне дополнительную экстренную финансовую помощь для предотвращения дефолта без необходимых встречных обязательств Афин, либо допустить дефолт Греции с её выходом из еврозоны (сценарий Grexit).

Ни того, ни другого ни в Брюсселе, ни в Берлине позволить себе не могут. Причина, по которой Евросоюз и Германия больше не в состоянии обслуживать греческий долг за счет собственных средств, понятна и проста: для этого банально нет денег. То есть даже не так: деньги есть, но все они «расписаны» на другие статьи обязательных расходов, и быстро перекроить свои бюджеты в пользу «взбрыкнувшей» Эллады у Евросоюза с Германией возможности нет. И опять не так: возможность есть, но если её использовать, другие «окна уязвимости» еврозоны - например, испанское или итальянское - прикрыть в случае чего уже не удастся.

Именно поэтому ЕС с осени прошлого года не предоставляет Афинам уже одобренный и согласованный транш в 7,6 млрд евро, требуя жесточайшей экономии госрасходов, включая пенсии и социальные пособия. Греки же не желают и дальше «затягивать пояса вокруг собственной шеи», указывая на то, что свыше 90% нынешней номинальной задолженности являлись «фиктивными кредитами», которые оформлялись по указке Брюсселя и не поступали в национальную экономику.

Вкрадчивая позиция США, которые советуют Европе «смягчить» «неоправданно жесткое» отношение к Греции, только усиливает эти опасения: вот, сейчас мы бросим «спасательный круг» грекам в размере нескольких десятков миллиардов евро, а «вашингтонский обком» даст команду обрушить рынок долговых обязательств Мадрида или Рима - и «ариведерчи!», крыть будет нечем.

Дефолт Греции с выходом её из еврозоны ничем не лучше: практически неизбежное в этом случае падение евро моментально приведет к снижению суверенных долговых рейтингов всех государств ЕС, массовому сбросу их долговых обязательств на рынках, «проседанию» фондовых бирж не только в Европе, но и во всем мире - в общем, точный размер «эффекта домино» здесь просчитать невозможно, но он будет, и глобального масштаба. «Резерв прочности» у Евросоюза здесь минимальный.

Что делать в такой ситуации, когда сценариев всего два и «оба хуже»?

Разумеется, можно «тянуть резину», да и нет не говорить, черное и белое не называть... Греция уже пропустила платеж 1,54 млрд евро 30 июня Международному валютному фонду (МВФ) - этого предпочли «не заметить». Но в целом же по графику погашения в июле-августе текущего года Греция должна погасить более 8,5 млрд евро, при этом уже 10 июля ей предстоит выплатить почти 2 млрд евро держателям коммерческих евробондов, и вот здесь шила в мешке уже не утаишь.

Не случайно канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд сегодня, 6 июля, встретятся в Париже, чтобы «обсудить последствия греческого референдума». Быстрота реакции двух ведущих политиков континентальной Европы, несомненно, похвальна, но их способность найти какой-либо реальный и эффективный выход из сложившейся ситуации более чем сомнительна. Можно даже сказать, что в рамках ЕС и западной финансовой системы греческая проблема попросту не имеет решения. Необходимые средства могут поступить только от стран БРИКС - в первую очередь, от Китая и России. Но ни в Пекине, ни в Москве ради прекрасных глаз вечно юной Греции, конечно, не дадут ни цента - тем более, в условиях, когда Европа беспрекословно идет в фарватере американской внешней политики, блокируя все попытки установления в мире более справедливого политического и финансово-экономического устройства.

В данной связи стоит напомнить, что на одних только антироссийских санкциях Европа за последний год потеряла свыше 100 млрд евро, лишь частично скомпенсированных двукратным падением цен на нефть. И, если бы не украинская авантюра Запада, столь остро проблема греческого долга сегодня на стояла бы. Но США заставили своих европейских союзников оплатить все последствия госпереворота в Киеве, забрав себе все прибыли, а теперь «взрывают» еврозону через греческий кризис.

Разумеется, что-то из «обломков» достанется и России, и Китаю. Поневоле создается впечатление, что сегодня Европа, на протяжении пяти с лишним веков бывшая центром колониальной эксплуатации всего мира, сама стала полуколонией США, неким аналогом Китая образца позапрошлого, XIX века: гигантским рынком, который делят между собой нынешние лидеры. Согласитесь, в этом есть какая-то высшая историческая справедливость.

Справка.

Государственный долг Греции в настоящее время составляет 313 млрд евро, или 177% ВВП, из которых 165,9 млрд евро приходятся на Фонд финансовой стабильности ЕС (доля Германии - 63,8 млрд), 52,9 млрд евро - на кредиты отдельных государств Евросоюза (доля Германии - 27,7 млрд), 25 млрд евро - на МВФ, 14,8 млрд евро - на ЕЦБ, 10,9 млрд евро - на частные греческие банки, 4,3 млрд евро - на Банк Греции, еще 54,7 млрд евро - на категорию «другие кредиторы».