Сейчас Собчак был бы в оппозиции
Анатолий Собчак и спустя 10 лет после своей смерти остается символом либерализма. Больше того, его имя, как знамя, сейчас поднимают представители оппозиции. Репортер «Росбалта» убедился в этом, ознакомившись с записями в книге отзывов музея Собчака на Невском, 41. Записи с похвалами встречались даже от коммунистов, с которыми Собчак, как известно, вел жесткую политическую борьбу. Помогала осматривать музей вдова Анатолия Собчака и сенатор от Республики Тува Людмила Нарусова.
Людмила Борисовна рассказала «Росбалту» о своих оценках нынешней политической ситуации в стране и попробовала найти там место для первого мэра Петербурга.
«Сейчас Собчак был бы в оппозиции»
Такой человек, как Анатолий Александрович, с его бескомпромиссностью и прямотой, был бы сейчас очень неудобен для всех. Вы можете себе представить, чтобы сейчас кто-то спорил с президентом? А Собчак, будучи членом президентского совета, возражал Ельцину – при подобострастном молчании всех остальных членов совета. Речь шла о введении войск в Чечню, и Павел Грачев заявил президенту, что возьмет Грозный к 1 января 1995 года. Вот тогда Собчак встал и сказал: «Вы представляете, что вы собираетесь делать и к чему это приведет? Вы предлагаете российской авиации бомбить российский город! Вы продумали последствия своих действий?»
Сейчас, к сожалению, такое поведение не востребовано. Я сама нахожусь в политике, я вижу, что сейчас востребовано: выросла популяция политиков, которые говорят одно, думают другое, а делают третье. Место, которое занимал Анатолий Собчак на нашем политическом Олимпе, сейчас пустует.
«Я – конструктивная оппозиция партии власти»
По многим причинам я не считаю для себя правильным безоговорочно поддерживать партию власти. В парламенте я голосовала против отмены выборности губернаторов, против иных законопроектов, сокращающих политическое пространство страны. В ответ коллеги говорили мне: кончено, ты, Нарусова, можешь себе это позволить. А мы – нет. Да, я могу себе это позволить – я так воспитана Анатолием Александровичем и быть другой я не могу. К сожалению, я остаюсь в одиночестве, но мне важно не изменять самой себе. И ему.
Говорят, что политика – искусство компромиссов. Это так, когда речь идет о важных вещах, например, человеческой жизни. К примеру, Анатолий Собчак шел на переговоры с путчистами в 1991 году, сумел договориться о том, что танки не войдут в город. Но когда компромиссы включают в себя убеждения, когда компромисс требует отказа от вещей принципиального идеологического характера – это уже не компромисс.
Это по-другому называется.
Опираться можно только на то, что сопротивляется, поэтому я хочу быть конструктивной оппозицией власти, помогать ей меняться. Не нужно громить офисы чиновников, как это делают «лимоновцы», нужны конкретные предложения по изменению ситуации.
Ученики превзошли своего учителя?
Владимиру Путину приходилось действовать гораздо более жестко, чем Собчаку. Да, при Собчаке был путч 1991 года, был путч 1993 года, но не было ни Беслана, ни Дубровки, ни прочих ужасов. В такой обстановке действительно нужна была жесткая вертикаль власти, которую построил Путин. Другое дело, что под те, действительно необходимые реформы, удалось протащить совершенно необязательные ограничения в политике и СМИ.
Что касается Дмитрия Медведева, то когда я слышу его речь, я зачастую узнаю голос Собчака. Он говорит верные слова о правовом государстве, о реформе МВД, которая давно назрела. Это действительно нужно – тот же Следственный комитет стал сейчас таким бесконтрольным монстром, где за взятки возбуждаются уголовные дела, а потом за взятки они же и прекращаются. Мой муж попал в молох таких заказных дел и, комментируя ситуацию, говорил мне: «Наше государство превратило правоохранительную систему в правохоронительную». Прошло десять лет, и мы видим, что он был прав. У нас нет правового государства, у нас есть военно-полицейский феодализм.
Что дальше?
Мы приближаемся к опасной черте, когда при всем внешнем благополучии и стабильности подходим к точке кипения. Подрываются основы государства. Государство должно охранять своих граждан не столько от американских ракет или иранской ядерной угрозы, сколько от произвола и преступности. Нас нужно охранять от собственной милиции, которая дубинками разгоняет мирные митинги. Мы пришли к ситуации, которая вызвала крах Советского Союза. Если демократы первой волны смогли добиться исключения 6-й поправки Конституции, где закреплялась руководящая роль КПСС, то сейчас снова появилась партия, лидеры которой запрещают малейшую критику в свой адрес. Какая травля началась недавно, едва Сергей Миронов осмелился сказать что-то нелестное в адрес партийных боссов!
Сейчас, в современных политических реалиях, вся надежда на новое поколение, на тех, кто вырос без дрожи в коленках от окриков власти. Они, молодые, смогут осуществить идеи Собчака. Может быть, это будет его дочь – у Ксении есть та самая отчаянная смелость, которая была и у отца. В политике это главное – смелость и харизма.
Комментарии
СОБЧАК бы если воскрес сразу бы умер от разрыва сердца и позора за деяния В.В.П. и своей дочери.
Ну ладно, Ксюша, там был стартовый капитал, имидж, а потом типа подарков от восторженных поклонников. Т.е. сама зарабатывала, понятно чем.
А вот её мамаша, она то чем зарабатывает?
Политики, они ведь тоже не святым духом питаются. Кушать нужно, квартиру содержать нужно, представительские расходы, опять же.
Вывод один - демократ Собчак в свое время действительно хорошо заработал, и себе и жене и своей, не к ночи будь помянута, экстравагантной дочери.
Комментарий удален модератором