Исполнителем заветной мечты крокодила Гены про бесплатное кино оказался, вопреки ожиданиям, не юный очкарик из Бауманки, торчащий на аниме, ДН Адамсе и Джей Джей Абрамсе, а вовсе даже сорокалетний таксист из солнечного Новороссийска (правда, с высшим техническим образованием, но полученным, мягко говоря, в докомпьютерную для наших палестин эпоху). Управление «К» при МВД РФ уверяет, что вычислить злоумышленника удалось с использованием высоких технологий, отследив сложный кружной путь пакетов с данными из Новороссийска в Москву через Чечню. Осмелюсь предположить, что управление по своей застарелой привычке врет, а на самом деле сдал хакера какой-нибудь его знакомый-стукач, висящий у органов на крючке в связи с собственными художествами и помогающий родной милиции повышать раскрываемость в обмен на свободу.
Как бы то ни было, история новороссийского киберкиномеханика лишний раз оживила дискуссию о положении дел с хакерством в наших широтах. Различные СМИ озаботились вопросом, насколько явление распространено и откуда у него растут ноги. Позволю себе предложить свою пару копеек к этому обсуждению.
В нашей стране наблюдаются ровно три серьезные предпосылки для выведения страны на первое место в мировом рейтинге киберкриминальной активности.
Во-первых, российская земля не только может рождать собственных Невтонов, она этим который век уже успешно занимается. Как я уже недавно тут писал, интеллектуальный потенциал Отечества огромен, совершенно независимо от упадка советской системы высшего образования: там, где недоработала академическая отрасль, Кулибины сами себя научили и наукам, и ремеслам, и хитрым схемам. Недаром именно в России придуман «Тетрис», и практически в каждой серьезной американской разработке, от сервера Apache до поисковых алгоритмов Google, задействованы мозги советского происхождения. Любой другой стране такое скопление мозгов и талантов позволило бы с полным правом претендовать на мировое интеллектуальное и технологическое лидерство. К сожалению, России это богатство смогло обеспечить лишь мировое первенство по темпам и масштабам утечки мозгов. Думаю, что по доле уехавших специалистов с постсоветским пространством только Ливан какой-нибудь и может сравниться.
Фактор номер два — уникально низкий уровень правосознания и правовой культуры в стране. Беспредел в постсоветской России, о котором так много и с удовольствием плачутся в последние 20 лет ностальгирующие «совки» (а г-н Медведев тактично именует это явление «правовым нигилизмом»), начался не с Ельцина и не с Горбачева. Истоки его лежат в первых же годах суверенной московской государственности. Рыба, как известно, гниет с головы. А в России, за кратким и катастрофическим исключением, случившимся в самом начале XX века, ни одна власть никогда не уважала своих же собственных законов (и Бога тоже, естественно, не боялась, имея в прямом подчинении Его наиболее покладистых служителей). Иоанн IV и Петр I также плевать хотели на писаные нормы, юридические и евангельские, как Сталин с Брежневым клали с прибором на те советские конституции, которым были присвоены их имена.
Зная этот анамнез, не стоит удивляться, что и ныне правящая питерско-чекистская группировка и основная масса подвластного ей населения находятся на одном уровне правового нигилизма с правителями прежних веков. А это значит, что при выборе применения своим талантам собственный российский Невтон с одинаковой готовностью рассматривает и легальные, и криминальные варианты, исходя из одной лишь экономической целесообразности (а у криминала маржа в общем случае выше, чем у легального бизнеса).
Покуда индийский программист писал Photoshop, а китаец с американским сокурсником по Стэнфорду строил Yahoo!, их российский сверстник добывал мировую славу иными трудами: вирусами, троянами, ботнетами, хостингом порнухи и пиратки, DDoS-атаками и кражей номеров кредитных карт... Собственно, о самом наличии Интернета в России мировая общественность в 1994 году узнала не по каким-нибудь полезным сайтам, сервисам или программам, а исключительно потому, что питерский хакер Владимир Левин взломал Ситибанк и украл у его клиентов много денег. В позднейшие времена самым известным на Западе российским сервисом сделался AllOfMP3.com, сайт с отменно недорогими ценами на всю мировую музыку (11 миллионов наименований). Секрет дешевизны был прост: правообладателям от выручки этого сайта не доставалось ни цента. Ассоциация звукозаписывающей индустрии США оценила ущерб, нанесенный деятельностью AllOfMP3 ее участникам, в 1,65 триллиона американских долларов... Тут можно еще вспомнить эпопею челябинских хакеров Иванова и Горшкова, ломавших американские серверы ради выкупа от их владельцев, патриотический DDoS эстонских и грузинских сайтов, почтенную долю российских отправителей в общемировом обороте спама, а также крупнейшую в мире на сегодняшний день компьютерную ОПГ с немудрящим названием Russian Business Network. Примеры столь же знаменитых за пределами РФ легальных сайтов и сервисов Рунета вспомнить значительно трудней.
Впрочем, двух этих факторов не хватило бы для превращения России в мировой центр киберпреступности, если б внутри страны с нею хоть кто-нибудь боролся. Но те подразделения МВД и ФСБ, которые у нас отвечают за преступления в сфере компьютерной информации, заняты всем чем угодно, кроме прямых своих обязанностей. Они мониторят крамольные высказывания в блогах и форумах, изымают оборудование у оппозиционных СМИ, вычисляют владельцев компроматных сайтов по заказам фигурантов, крышуют хозяйствующие субъекты и квалифицируют опубликованную в ЖЖ пермского писателя прозу как «заведомо ложное сообщение об акте терроризма» (ст. 207 УК РФ). Их представители выступают на интернет-конференциях с докладами об упадке общественной нравственности в Сети, а в свободное от полезной деятельности (т.е. рабочее) время качают по быстрым ведомственным каналам порнуху и пиратку. Трудней всего на свете заставить их принять заявление, если у вас взломали сайт, блог, ICQ или почтовый ящик. Ни одна справочная в Москве (включая и официальный милицейский коммутатор) не знает контактов пресловутого Управления «К», куда такие заявления положено писать. Нет этих контактов ни на сайте МВД, ни на странице их Общественной приемной, ни в телефонном справочнике. При такой киберполиции не приходится удивляться, что любые взломщики, кибершантажисты, телефонные мошенники, спамеры, ботнетчики и вирусописатели действуют в обстановке полнейшей безнаказанности и вседозволенности. Даже по резонансным делам, вроде кражи базы номеров МТС или многомесячных DDoS-атак на серверы ИД «КоммерсантЪ», наша доблестная киберполиция ухитрилась не возбуждать дел и не вести никакого следствия.
А новороссийскому таксисту просто не повезло. Видимо, слух о его дурацкой шалости с бесплатным кинопоказом дошел до тех этажей вертикали, где шуток не понимают, и оттуда в Управление «К» спустили высочайшее предписание: найти и посадить. При этом и организаторы DDoS-атак, и создатели фишинговых сайтов, и взломщики серверов, рассылатели спама и мошенники, обкрадывающие подопечных благотворительных фондов, могут по-прежнему чувствовать себя в безопасности. По крайней мере до тех пор, покуда их проделки не затрагивают кошельков и не оскорбляют нравственности наших суверенно-демократических бонз.
Комментарии