Уходящая риторика польского президента

24 мая 2015 года в Польше состоялся второй тур президентских выборов. Оппозиционный кандидат А. Дуда одержал верх над действующим главой государства Б. Коморовским. Победа первого и поражение второго сопровождались обязательным набором взаимных разоблачений и ярких обещаний, диспутами и дискуссиями с прочими кандидатами. Финальный матч за пятилетнее местопребывание в Бельведерском дворце Варшавы прошел в упорной борьбе и завершился с процентным счетом 53:47.

Первый властный срок Коморовского произошел спонтанно, после трагической гибели предыдущего президента в авиакатастрофе под Смоленском. Воплотить в политическую реальность срок второй не удалось вопреки солидным польским достижениям на экономическом поприще, не смотря на административные и пропагандистские ухищрения. Не сработало и педалирование «теории заговора» относительно катастрофы, максимальную выгоду от которой получил сам пан Бронислав.

Президент республики Польша является не только законодательным инициатором, верховным представителем исполнительной власти, арбитром между ее ветвями, но и гарантом властной непрерывности. Что позволяет отсчитывать политическую непрерывность от самого Юзефа Пилсудского. Первого лидера возрожденной государственности, основателя польской армии, победителя большевистских полчищ и выдающейся исторической личности. Руководившего Польшей с 1918 года до самой своей смерти в 1935, ни разу не побывав в президентской роли и вообще обойдясь без электоральных процедур. Naczelnik Panstwa выше любых выборов.

Современная процедура вступления польского президента в должность носит характер исторического заимствования не из собственного героического прошлого, но из глубин заокеанских традиций. Согласно V разделу конституции Польши 1997 года, на сие мероприятие отводится до трех месяцев после подведения итогов выборов. Европейские конституции 90-ых годов XX века ваялись по известным лекалам универсальной демократии, вплоть до странных должностей, законодательных парадоксов, растянутых сроков и прочих несуразностей. Так что Анджей Дуда пройдет инаугурационным путем только 6 августа, а до того времени главой государства останется его неудачливый визави. Дабы с пользой скоротать время перед грядущей отставкой, Б. Коморовский разродился сериалом публичных софизмов на геополитические темы.

Первое выступление ознаменовалось прозорливым взглядом сразу в несколько завтрашних дней. Оно случилось еще 3 мая 2015 года и касалось событий 9 мая того же года. Будущих и угрожающих. Замечателен факт того, что юбилейный и еще несостоявшейся на тот момент Парад Победы в Москве обсуждался президентом Польши ко дню конституции своей страны. Той самой конституции, что продиктована вашингтонским обкомом и дарует Коморовскому три вольготных месяца риторической синекуры:

«В этой военной силовой демонстрации Кремля идет речь о современности и о будущем… московский парад является образом нашего мира – нестабильного и неспокойного…»

Простите, кто на ком стоял? Военные операции блока НАТО с польским участием в Ираке, Афганистане, Косово и Ливане, непрекращающиеся европейские маневры альянса, спекулятивно-агрессивные планы создания ПРО и перевооружение польской армии на сумму 4 млрд. $ – всего лишь ответная реакция на будущий парад к юбилею победы над фашизмом? Над фашизмом, пять лет попиравшим польскую землю и отобравшим жизни у шести миллионов поляков. Угодничество в суждениях и зарубежных визитах, искажения в оценках военно-исторических событий переизбранию Коморовского не помогли.

Будучи в Словакии на конференции по безопасности GLOBSEC, пан Бронислав поведал о зарубежных шпионах и агентах влияния. Разумеется, не в собственной зоне ответственности, с давно осужденными тайными тюрьмами ЦРУ и лизоблюдством на уровне глав МИД.

Америка в опасности, свобода слова под угрозой, наивные сторонники плюрализма подвергаются кремлевскому зомбированию:

«Вызывает серьезные опасения, что тональность и модальность общественных дискуссий задают СМИ, финансируемые противниками западного мира или питающиеся их идеями».
«Можно назвать конкретные американские телеканалы, где работают прекрасные и профессиональные американские журналисты,… однако они трудятся там за российские деньги, представляя российскую точку зрения по многим сложным вопросам» – резюмировал Коморовский.

Как противники западного мира с мешками западных денег для содержания западных журналистов могут питаться враждебными идеями? Своих идей нет? То есть идеология идентична? А в чем тогда заключается информационное противостояние – в подмене понятий и открытой дезинформации? Тогда о каком профессионализме, о какой эффективности воздействия можно говорить? Если ложь противников западного мира очевидна и вопиет о скверной тональности? С модальностью.

Скорее очевидна дутая сенсационность от пана Бронислава. Какие именно американские СМИ находятся на российском содержании, он не сказал. Какие-какие, конкретные. Их много, их можно назвать, говоря словами известного градоначальника, не только лишь всем. По соображениям безопасности и конфиденциальности. Кому надо, тот знает. GLOBSEC же, глобальность должна быть секретной, сноудены не дремлют.

Вершиной публичной риторики от Б. Коморовского стали его глубокие познания о сновидениях президента России. Озвученные на той же словацкой конференции:

«Я уверен, что ложась спать, Путин думает о причинах распада Советского Союза… о том, возможно ли повернуть время вспять.… На протяжении последних лет Путин эффективно убеждал граждан России, что времена СССР были для них наилучшими»

Вот так оказывается.

Согласитесь, до чего здорово и удобно – доподлинно знать, что думает твой геополитический противник и антагонист. Тот самый, щедро оплачивающий американских журналистов и устраивающий опасные юбилейные парады. Причем знать во всех подробностях и даже с разбивкой дум по распорядку дня. Перед сном – об СССР, перед ужином, для аппетита – о новом порабощении Польши. Питаясь имперскими идеями, как аперитивом. Уж теперь никто и никогда не захватит страну врасплох. Шесть пограничных вышек на границе с Калининградской областью строить незачем, как и складировать на польской территории вооружение для бронетанковой бригады US Army. Перечислите лучше сэкономленные средства в специальный фонд «Спросите у пана Бронислава», и спасение придет заблаговременно. Кто предупрежден – тот вооружен получше вышек и бригад.

Жаль, конечно, что общественности остались неизвестны мысли Путина по будничным утрам. Или в праздничные дни после обеда. Или (страшно сказать) в моменты скверного настроения. В такие мгновения экс-президент Польши должен скрючиваться от ментального натиска и призывать на помощь все свои экстрасенсорные таланты. Дабы честным журналистам было что записать впоследствии и донести откровения в массы. Пусть помнит мир спасенный, кому быть благодарным.

До 6 августа еще целых полтора месяца. Сезон летних отпусков и традиционного спада политической активности в Европе удастся компенсировать креативной риторикой от Б. Коморовского. Вам нужно сенсаций – их есть у него. Уходя со своего поста, хочется создать задел для будущих ток-шоу и подготовить почву для издания мемуарных бестселлеров. Тем более что в жанре толкования тайных сновидений, разоблачения будущих парадов и раздачи ярлыков каким-то СМИ конкуренция практически отсутствует. Это вам не в выборах участвовать, отбивая патриотические коленца на костях предшественника.