"Антонов": набор высоты или последний полет?
На модерации
Отложенный
В субботу 13 июня 2015 года одно из ведущих предприятий страны – ГП «Антонов» посетил президент Украины. Очевидно, что главной целью данного визита было вовсе не знакомство с положением дел на флагмане украинского авиастроения. В завершение своей обзорной экскурсии по заводу Петр Порошенко представил многотысячному коллективу нового руководителя, ставя точку в затянувшейся борьбе за право обладания одним из «лакомых кусков» украинской промышленности.
Начиная с весны 2014 года, авиастроительный концерн, в состав которого входят киевский авиационный завод «Авиант», авиационный научно-технический комплекс имени «Антонова» и авиакомпания «Авиалинии Антонова», находится под пристальным вниманием любителей «чужого добра». И для этого есть все основания. Прибыль «Антонова» за 2014 год составила более $300 млн., не говоря уже об активах, интеллектуальной собственности и дорогой киевской земле. Несмотря на сложную социально-политическую и экономическую ситуацию в стране, войну на юго-востоке и разрыв отношений с основным партнером – Россией, предприятие, производящие самолеты, в том числе и военно-транспортные, остается не только на плаву, но и доводит до логического завершения проекты по созданию новых воздушных судов, таких как Ан-178.
Очевидно, что все это – заслуги коллектива завода и его руководства. Более десяти лет «Антоновым» руководил Дмитрий Кива, человек преданный своему делу и, до недавнего времени, сконцентрировавший в своих руках власть руководителя и прозорливость главного конструктора. Нетрудно заметить, что в последнее время именно в его адрес критика раздавалась все чаще и настойчивее. Гендиректору вменяли узурпацию власти, неумение продавать самолеты и проводить их послепродажное обслуживание. Еще в апреле 2014 года кабинет министров, во главе с премьером Арсением Яценюком, уволил Дмитрия Киву со всех должностей и разорвал с ним контракт. Назначенный на пост гендиректора Сергей Меренков не смог физически попасть на рабочее место из-за акций протеста трудового коллектива и фактически не приступил к руководству. Впоследствии Дмитрию Киве удалось опротестовать решение о своем увольнении в суде.
Он был восстановлен в должностях и остался фактическим руководителем предприятия до июня 2015 года.
В начале мая 2015 года кабинет министров своим распоряжением передал завод под управление Укроборонпрома. Официально это переподчинение было преподнесено в популярной для нынешнего руководства ОПК манере – «снисхождения благодати» в виде команды гениальных менеджеров, которые должны вывести «Антонова» на новый мировой уровень. По факту же, предприятие перешло под контроль «херсонской братии» господина Романова. Однако на пути к активам и славе госпредприятия по-прежнему стоял его несговорчивый руководитель.
Вот тут и пригодились таланты «успешного» руководителя Укроборонпрома. В отличие от премьера Яценюка, неоднократно пытающегося заполучить контроль над ГП, Романов, поддерживаемый президентом, инициировал не только переподчинение предприятия, а и смену руководства завода. Примечателен и тот факт, что все это ему удалось провернуть накануне Всемирной авиавыставки Le Bourget-2015 во Франции, а новым топ-менеджером «Антонова» назначен депутат Верховной Рады от Блока Порошенко Михаил Гвоздев, в прошлом генеральный директор ООО «Ауди Цент Хмельницкий».
И вот уже через день во Франции теперь уже два бывших перекупщика иномарок (читать Романов и Гвоздев) заключают договора о намерениях, раздают обещания наладить нормальную маркетинговую политику, обеспечить заказами, сократить расходы и провести импортозамещение. Все происходит по отработанной схеме – руководство Укроборонпрома рапортует о своих успехах, продолжая «пилить» полученные кредиты, и не способно организовать даже производство простейших шлемов, силовики получают свежевыкрашенный металлолом, а волонтеры собирают бронемашины для армии. Вот и первые шаги «кураторов» с оборонки уже обошлись заводчанам в миллионы гривен. Так, только презентация нового Ан-178 обошлась предприятию более двух миллионов.
В авиастроении говорят – небо ошибок не прощает. Не превратятся ли громкие слова о наборе новой высоты последним полетом для авиастроительного гиганта?
Комментарии